Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 01.12.2014 N 539-рп "Об утверждении Концепции развития информационного пространства Белгородской области на 2014 - 2020 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. № 539-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ

В целях развития единого социально ориентированного информационно-телекоммуникационного пространства Белгородской области, обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, повышения эффективности их взаимодействия с гражданским обществом, осуществления модернизации системы информационного обеспечения:

1. Утвердить Концепцию развития информационного пространства Белгородской области на 2014 - 2020 годы (прилагается).

2. Департаменту внутренней и кадровой политики области (Сергачев В.А.) обеспечить официальное опубликование распоряжения.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора области - начальника департамента внутренней и кадровой политики области В.А.Сергачева.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждена
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 1 декабря 2014 года № 539-рп

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2020 ГОДЫ

1. Общие положения

Концепция развития информационного пространства Белгородской области на 2014 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана в целях построения социально ориентированного информационного общества, формирования новой модели функционирования системы средств массовой информации региона.
Концепция определяет основные направления развития информационного пространства в Белгородской области и механизмы их реализации.

2. Нормативно-правовое обеспечение Концепции

Концепция разработана в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации";
- Федеральным законом от 13 января 1995 года № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
- Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе";
- иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Белгородской области, устанавливающими требования, предъявляемые к средствам массовой информации (далее - СМИ) и организациям.

3. Анализ существующей ситуации и описание проблем развития
информационного пространства Белгородской области

В настоящее время главным источником получения информации о происходящих событиях и о мероприятиях, организованных органами власти для населения, остаются СМИ, но все большее значение приобретают открытые информационные системы в сети Интернет, средства наружной рекламы, издательские проекты.
Важность СМИ для развития Белгородской области определяется не только традиционными экономическими отраслевыми показателями выпуска продукции, но и тем влиянием, которое оказывают СМИ на формирование общественного сознания, их ролью в установлении полноценного диалога между властью и обществом, определяющим влияние СМИ на формирование общественного мнения, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, духовности, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала. Именно поэтому создание качественного информационного контента и гарантированное доведение его до населения области становится принципиальной задачей.
На 1 января 2013 года, по данным Роскомнадзора, в Белгородской области зарегистрировано свыше 200 газет и журналов (еженедельников). В их числе в регионе зарегистрировано 22 газеты, соучредителями которых выступают органы государственной власти области, кроме того, в Белгородской области имеется АНО "Издательский дом "Мир Белогорья".
Общий среднеразовый тираж государственных общественно-политических и социально значимых газет и журналов в Белгородской области достиг 177 тысяч экземпляров. Заметный сегмент занимают 14 корпоративных (многотиражных) газет хозяйствующих субъектов и юридических лиц, образовательных организаций с совокупным разовым тиражом около 60 тысяч экземпляров. Таким образом, в области представлен широкий спектр периодических изданий, охватывающих основные социальные и возрастные группы, представляющих самые различные интересы и отвечающих на самые различные политические, культурные, научные, информационные запросы населения.
Статистически региональный рынок печатной периодики остается одним из самых востребованных, об этом свидетельствуют результаты подписных кампаний в области.
Структура рынка печатных СМИ Белгородской области с точки зрения процентного соотношения общероссийских, региональных и местных (областных, районных) изданий в течение последних 10 лет существенных изменений не претерпела. По данным Белгородского филиала ФГУП "Почта России", общий тираж подписных периодических изданий (газет) составляет 466,5 тысячи, из них 43 процента приходится на долю общероссийских, 14 процентов - на долю областных газет и 43 процента - на долю местных (районных, городских) газет, то есть уровень доступности на рынке региональных газет превышает уровень изданий общероссийских.
Кроме печатных СМИ, информационное пространство области представлено следующими электронными СМИ:
- 12 общедоступных центральных телевизионных каналов в аналоговом формате;
- 20 общедоступных центральных телевизионных каналов в цифровом формате 1-го и 2-го мультиплекса;
2 областных телеканала, представленные телерадиокомпаниями ОАУ "Мир Белогорья" и ОАУ "Приосколье";
- телеканал "Россия 1", с врезками региональных новостей ГТРК "Белгород";
- 6 муниципальных и 11 коммерческих телеканалов;
- областной радиоканал "Мир Белогорья" и местное радиовещание, представленное 8 муниципальными радиоредакциями;
- 28 коммерческих FM-радиоканалов;
- 3 электронных периодических издания.
В первую очередь, сегодня активно развиваются интернет-издания (только за прошлый год на информационном поле региона появились такие издания, как "2do2go", "Belive", "Белпресса", "go31", ОАУ ТРК "Мир Белогорья" активно работает над своим интернет-сайтом). По использованию телекоммуникационной сети Интернет Белгородская область занимает первое место в Черноземье, при этом доступ к телекоммуникационной сети Интернет становится обязательным условием высокого уровня жизни, в ряде сельских районов области отсутствие скоростного доступа к телекоммуникационной сети Интернет является проблемным полем. Активным развитием телекоммуникационной сети Интернет частично обусловлен и тренд на сокращение общих тиражей печатных изданий.
Таким образом, информационное пространство области заполнено многочисленными разнообразными средствами массовой информации, выражающими самые различные точки зрения на те или иные события и явления, которые происходят в мире, России и области. При этом возросли и информационные потребности самого общества.
Основные проблемы развития информационного пространства Белгородской области целесообразно структурировать по типологическим особенностям СМИ и предприятий издательской сферы.
Печатные СМИ региона представляют собой уже устоявшийся информационный сегмент. Однако современные тенденции все более активного развития электронных СМИ и Интернета оказывают значительное влияние на охват аудитории печатью.
Механизмы поддержки печатных изданий, соучредителями которых являются органы государственной власти региона, предусмотрены принятой государственной программой Белгородской области "Обеспечение населения Белгородской области информацией о деятельности органов государственной власти и приоритетах региональной политики на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 511-пп.
В настоящее время существуют устойчивые мировые тенденции в сфере производства и распространения электронных СМИ и систем массовых коммуникаций с использованием цифровых технологий в производстве и переходом на цифровое вещание.
Первая из них - использование цифровых технологий и переход к цифровому вещанию. Использование цифровых методов обработки сигналов позволяет существенно увеличить емкость существующих частотных каналов, приводит не только к совершенно новому набору и качеству предоставляемых услуг, но и ставит новые задачи по созданию условий для адаптации сферы массовых коммуникаций и пользователей к рыночным условиям, а также нормативно-правовому обеспечению. Активно развивается телевидение высокой четкости (ТВЧ), на которое уже ориентируется значительное число производителей телевизионных приемников.
Вторая тенденция - развитие новых видов услуг, обеспечивающих распространение телерадиоконтента не по линейному просмотру, а по мультисервисным и домовым компьютерным сетям, по сетям фиксированной и мобильной телефонной связи, растет спрос на интерактивное телевидение, отложенный просмотр, дополнительные опции, то есть с технической революцией активно развивается и меняется медиапотребление.
Вещание в аналоговом формате с учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса становится проблематичным.
В настоящее время сохраняется устойчивый спрос на электронные СМИ при одновременном расширении способов доставки сигнала. Аналоговое и цифровое телевидение снижает приоритет, существенную долю зрительской аудитории приобретает кабельное (крупные города) и спутниковое (сельская местность) телевидение. Нарастает доля аудитории с разовым потреблением контента посредством ОТТ-технологий (доставка видеосигнала через телекоммуникационную сеть Интернет). Причем эта доля аудитории наиболее важна для целевого воздействия СМИ, так как основную ее массу составляет молодежь, испытывающая дефицит времени для линейного просмотра телевизора. Активное развитие новых технических решений, которые могут служить платформами для медиа (планшеты, смартфоны, смарты и т.д.), заставляет электронные СМИ в техническом плане переориентироваться на тренды отрасли.
Высокие темпы роста показала аудитория телекоммуникационной сети Интернет: в 2013 году наиболее высокими темпами она росла в центральных регионах России. В абсолютных цифрах самый большой рост аудитории показал Центральный федеральный округ, в котором первое место по проникновению заняла Белгородская область. Более трети новых пользователей телекоммуникационной сети Интернет - это жители сельской местности.
Увеличение числа постоянных пользователей телекоммуникационной сети Интернет влияет на рост количества и аудиторию электронных средств массовой информации. Помимо традиционной журналистики, доступность телекоммуникационной сети Интернет привела к развитию блогосферы и появлению интернет-пользователей, активных в информационной среде.
В 2006 году на территории Белгородской области начал прорабатываться вопрос о необходимости создания высокотехнологической типографии с государственным участием. Позже был создан полиграфический комплекс "Белогорье-Пресс", где сегодня печатаются практически все периодические издания региона.
Единственный механизм координирования ситуации в издательской деятельности утвержден постановлением Губернатора Белгородской области от 22 октября 2004 года № 203 "Об обязательном бесплатном экземпляре документов Белгородской области".
На данный момент о структурированном подходе к разработке и распространению социальной рекламы в регионе можно говорить только применительно к рынку наружной рекламы, что во многом обусловлено реализацией проекта "Формирование духовно-нравственных ценностей у жителей Белгородской области посредством наружной рекламы". В регионе определены следующие приоритетные направления в социальной рекламе: духовно-нравственные ценности, показатели социально-экономического развития региона, региональное солидарное общество.
Сегодня в Белгородской области созданы все предпосылки для интенсивного развития социальной рекламы: сформировалась сеть рекламных агентств, имеющих опыт изготовления качественного рекламного продукта, существует структурированный рынок рекламных услуг, сформировался круг потенциальных заказчиков социальной рекламы и рекламы с элементами социальности.

4. Цель и задачи Концепции

Концепция призвана содействовать реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, формированию на территории региона солидарного общества и традиционных духовно-нравственных ценностей, а также созданию качественной информационной среды посредством работы со СМИ и предприятиями издательской сферы.
Целью Концепции является:
- формирование единого информационно-идеологического пространства области в интересах населения региона с целью построения солидарного гражданского общества;
- развитие высоких профессиональных и этических стандартов качества социально ответственной журналистики;
- удовлетворение информационных, познавательных и досуговых потребностей жителей области через СМИ, а также формирование этих потребностей, повышение интеллектуального и культурного уровня аудитории.
Основными задачами Концепции являются:
1) эффективное формирование и использование информационных ресурсов области, обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
2) обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие социально ориентированных средств массовой информации;
3) стабилизация и консолидация общества посредством проведения в жизнь социально ориентированной информационной политики;
4) формирование благоприятной социальной общественной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала;
5) осуществление информационной работы на территории Белгородской области, культивирование и защита традиционных ценностей на основе идеологии солидарного общества.

5. Механизм реализации Концепции

Формирование в России гражданского общества и правового государства, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в массовой информации. Это требует от органов власти повышения профессионального уровня служб, в компетенцию которых входит организация информационного обмена, а также совершенствования коммуникативной компетентности управленческих кадров и развития у них навыков комплексного социально ориентированного планирования их деятельности, которое позволяет с учетом получаемых в ходе информационного обмена данных прогнозировать и устранять социальные риски. Решение этих задач, безусловно, требует грамотных управленческих усилий, развития экономической базы и инфраструктуры, высокой профессиональной культуры в отраслях народного хозяйства. Но оно также требует доверия населения к власти, информированности о мотивах ее деятельности, повышения интереса людей к "созидательным вопросам", то есть в первую очередь к вопросам экономики и социальной сферы, в то время как сегодня в этом плане лидируют политика и криминальные новости.
Необходимость удовлетворения информационных потребностей общества обусловливает особую роль СМИ и массовых коммуникаций. При этом необходимо учитывать, что современные СМИ не только оперативно отражают происходящие в обществе события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором.
В связи с этим информационная политика предусматривает:
- создание условий, организацию мероприятий, разработку мер по недопущению подчинения СМИ конъюнктурным интересам, снабжения СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией;
- организацию и разработку мер по предотвращению создания и функционирования информационных ресурсов, пропагандирующих насилие, экстремизм, ксенофобию, религиозную рознь, пропаганду наркомании, алкоголизма, порнографии;
- защиту интересов регионального рынка массовой информации и содействие развитию местных СМИ в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, создание условий для повышения их конкурентоспособности в условиях рынка;
- обеспечение информационной безопасности жителей Белгородской области.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
- совершенствование форм и методов государственной поддержки СМИ;
- разработка и принятие нормативных документов, регламентирующих взаимодействие всех участников информационно-коммуникационного процесса на территории области;
- создание Ассоциации пресс-служб области;
- оказание помощи журналистским объединениям и организациям в подготовке и проведении творческих конкурсов, пресс-туров, "круглых столов", научно-практических конференций и стажировок, фестивалей и балов прессы;
- организация переподготовки и повышения квалификации журналистских кадров;
- формирование собственной сети распространения печатных СМИ;
- создание электронных версий всех печатных изданий области;
- содействие развитию сети общедоступного беспроводного доступа к телекоммуникационной сети Интернет;
- создание областного Пресс-клуба;
- создание и внедрение системы предоставления грантов СМИ, журналистам, блогерам на реализацию социального заказа;
- создание и внедрение системы медиапланирования.

6. Сроки и этапы реализации Концепции

Реализация Концепции не предусматривает деление на этапы.

7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

7.1. В сфере печатных СМИ:
- развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном уровне;
- медиаобразование сотрудников органов местного самоуправления;
- разработка альтернативных методов распространения периодики;
- активное распространение материалов печатных СМИ в телекоммуникационной сети Интернет;
- создание содержательного мультимедийного контента;
- развитие электронных версий печатных СМИ;
- изменение содержания региональных изданий через увеличение количества аналитических материалов;
- более широкое применение различных форматов изданий, варьирование периодичности их выхода;
- специализация полос СМИ, соучредителями которых являются органы государственной власти, по группам аудитории;
- совершенствование механизма проведения подписной кампании;
- развитие системы медиапланирования в органах государственной власти региона.
7.2. В сфере электронных СМИ:
- определение технической политики, направленной на развитие областного телевидения и радиовещания;
- обеспечение жителей региона областным качественным вещанием с гарантированным предоставлением областных теле- и радиоканалов и дополнительных услуг;
- разработка методологии и организация на постоянной основе мониторинга объема и качества услуг областного телевидения и радиовещания;
- техническое обеспечение распространения контента, созданного при поддержке Правительства Белгородской области;
- переход от эфирного аналогового к цифровому вещанию;
- обеспечение доступности контента ТРК "Мир Белогорья" во всех возможных средах распространения, с учетом перспективных и быстро растущих сегментов ОТТ-технологий;
- обеспечение производства ценностного контента;
- обучение и подбор профессиональной команды сотрудников электронных СМИ, соучредителями которых являются органы государственной власти региона, повышение совокупных компетенций редакций;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития областного телевидения и радиовещания;
- проведение мероприятий по продвижению регионального телевидения.
7.3. В сфере Интернет-СМИ, социальных сетей, блогосферы:
- повышение эффективности и конкурентоспособности Интернет-СМИ, соучредителями которых являются органы государственной власти области;
- переориентация печатных и электронных региональных СМИ на создание полноценных Интернет-версий;
- систематическое повышение квалификации работников СМИ, соучредителями которых являются органы государственной власти области.
7.4. В сфере популяризации Белгородской области:
- проведение пресс-туров и блог-туров по популяризации достижений Белгородской области;
- проведение тематических пресс-туров с целью налаживания контактов с профильными изданиями федерального уровня;
- организация фестиваля для журналистов и представителей социальных медиа;
- организация системы оперативного проведения пресс-конференций или брифингов первых лиц региона, а также организации комментариев для СМИ;
- проработка вопроса по возможному открытию на территории Белгородской области регионального бюро федерального телеканала и корреспондентских пунктов федеральных информационных агентств.
7.5. В сфере издательской деятельности:
- расширение состава и функционала Белгородского областного издательского Совета;
- усиление организационной функции Союза писателей и Союза журналистов в работе с региональными авторами;
- проведение творческих конкурсов;
- выстраивание системы оперативного информирования управления массовых коммуникаций и общественных отношений департамента внутренней и кадровой политики области о рукописях, готовящихся к изданию в регионе;
- создание системы информирования жителей области о выходе региональной литературы.
7.6. В сфере социальной рекламы:
- формирование реестра рекламораспространителей и рекламопроизводителей социальной рекламы на территории области;
- определение объемов рекламных поверхностей и рекламных площадей, обязательных к выделению под социальную рекламу;
- проведение конкурсов по разработке социальной рекламы;
- привлечение внимания жителей региона к социальной рекламе посредством организации информационных кампаний;
- проведение социологических исследований, выявляющих наиболее актуальные социальные проблемы, которые будут становиться темами социальной рекламы;
- оценка эффективности завершившихся социальных рекламных кампаний.

8. Показатели и индикаторы реализации Концепции

№ п/п
Показатель
Индикатор
Наименование
Ед. изм.
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1.
Развитие государственных СМИ
Количество СМИ, получающих государственную поддержку
ед.
29
29
29
29
29
29
29
Доля газетных площадей с информацией о деятельности органов государственной власти в общем объеме тиража
%
17
18
19
21
23
24
25
Доля жителей области, регулярно смотрящих ТРК "Мир Белогорья"
%
50
54
58
62
66
70
75
Доля жителей области, регулярно слушающих радио "Мир Белогорья"
%
20
32
44
56
68
80
85
2.
Популяризация Белгородской области
Количество положительных материалов о регионе, вышедших в федеральных СМИ и СМИ других регионов
ед.
1000
1150
1300
1450
1600
1750
2000
Количество положительных материалов о регионе, размещенных в социальных сетях и блогах
ед.
30
80
100
120
150
150
170
3.
Развитие в регионе социальной рекламы
Количество структур, включенных в работу по распространению социальной рекламы
ед.
25
40
50
60
70
80
90
4.
Активизация региональной издательской деятельности
Количество издательских проектов, реализованных в области при поддержке Правительства области
ед.
20
25
30
30
30
30
30


------------------------------------------------------------------