Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Правительства Белгородской обл. от 22.12.2014 N 473-пп "Об утверждении основных направлений долговой политики Белгородской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. № 473-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ
ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области
от 22.06.2015 № 237-пп, от 09.11.2015 № 403-пп)

В соответствии с Программой повышения эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 13 апреля 2015 года № 146-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года", Правительство Белгородской области постановляет:
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 237-пп)

1. Утвердить основные направления долговой политики Белгородской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (прилагаются).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждены
постановлением
Правительства Белгородской области
от 22 декабря 2014 года № 473-пп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области
от 22.06.2015 № 237-пп, от 09.11.2015 № 403-пп)

Государственный долг Белгородской области является неотъемлемой частью бюджетной политики региона и непосредственно связан с участием органов исполнительной и законодательной власти через механизмы государственной поддержки в создании благоприятных условий для развития отраслей экономики, ее модернизации, улучшения качества жизни населения и, прежде всего, обеспечения занятости и роста реальных денежных доходов.

1. Основные факторы, определяющие направления
долговой политики Белгородской области до 1 января 2015 года

Регион один из первых среди субъектов Российской Федерации, рационально используя систему мер государственной поддержки, принял и реализовал стратегические областные программы в агропромышленном комплексе, жилищном строительстве, которые органично вошли в соответствующие национальные проекты Российской Федерации. Это подтверждается созданием новых индустриальных комплексов с современными инновационными технологиями, значительными объемами индивидуального жилищного строительства и т.д. Основу финансового обеспечения программных мероприятий составили долговые инструменты - облигационные займы и государственные гарантии Белгородской области. Средства от размещения ценных бумаг вкладывались в экономику на возвратной основе в виде бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций. Предоставление государственных гарантий позволило минимизировать прямые расходы областного бюджета и при этом привлечь значительные объемы банковских инвестиций в реальный сектор экономики. Более 55 организаций, реализующих инвестиционные проекты по развитию молочного животноводства, птицеводства и свиноводства, получили различные виды государственной поддержки из областного бюджета. Это позволило им упрочить свои финансово-экономические позиции и достичь высоких производственных показателей, что послужило "подушкой безопасности" для бюджета области в период последствий мирового финансового кризиса. В этих отраслях создано более 25 тысяч новых рабочих мест.
Также Белгородская область активно развивает малый, средний бизнес и другие социально-экономические направления.
За период с 2005 по 2013 годы Белгородская область предоставила государственные гарантии реальному сектору экономики на сумму 25632 млн. рублей, в том числе:
- программа свиноводства и птицеводства - 2495 млн. рублей;
- производство зерна и комбикорма - 1913 млн. рублей;
- производство молока - 2145 млн. рублей;
- малые формы хозяйствования, в том числе программа "Семейные фермы Белогорья" (производство молока, мяса, выращивание уток, овец, выращивание саженцев, грибов) - 1753 млн. рублей;
- программа выращивания овощной продукции в закрытом грунте - 5189 млн. рублей;
- микрокредитование малого и среднего предпринимательства - 1600 млн. рублей;
- программа индивидуального жилищного строительства и Белгородская интеллектуально-инновационная система - 1856 млн. рублей;
- реконструкция аэропорта города Белгорода - 3339 млн. рублей;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог - 5342 млн. рублей.
В целях минимизации рисков по гарантийным обязательствам отраслевыми департаментами Белгородской области совместно с кредитными организациями осуществляется контроль деятельности организаций, получивших государственную поддержку, обеспечивается своевременное погашение обязательств.
Вместе с тем, Белгородская область, являясь успешной по многим направлениям социально-экономического развития, на протяжении ряда лет по не зависящим от нее причинам несет потери по доходным источникам. Связано это с рядом факторов, прежде всего, с последствиями мирового финансового кризиса 2008 года и негативной динамикой налога на прибыль основных налогоплательщиков - организаций горно-металлургического комплекса. Снижение налога на прибыль по данным организациям обусловлено как ухудшением общеэкономической ситуации в этой отрасли, так и вхождением ОАО "Стойленский ГОК" в консолидированную группу налогоплательщиков ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Общий объем потерь областного бюджета с 2008 по 2013 годы по налогу на прибыль организаций составил половину годового объема налоговых платежей в бюджет. При этом расходы областного бюджета по социально значимым направлениям обоснованно возросли, включая обеспечение выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Для решения проблем сбалансированности бюджета Белгородская область была вынуждена привлекать заемные средства. Если до 2008 года осуществлялся только выпуск облигационных займов исключительно на инвестиционные цели, то с 2008 года государственные заимствования выросли в 5 раз, утратили свою инвестиционную направленность и полностью направлялись на текущие нужды в целях финансирования дефицита областного бюджета.
Государственный долг Белгородской области на 1 января 2014 года сложился в сумме 42876 млн. рублей. В структуре долга более 40 процентов занимают условные обязательства - государственные гарантии, предоставленные в целях поддержки инвестиционных проектов и программных направлений, по которым фактические выплаты из бюджета отсутствуют. В период последствий кризиса в рамках выполнения Бюджетного послания Президента Российской Федерации этот механизм стал действенной антикризисной мерой, направленной на поддержку экономики.
Удельный вес государственного долга Белгородской области в объеме доходов без учета безвозмездных поступлений в 2013 году соответствует нормативному значению, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая его предельные параметры, для обеспечения сбалансированности бюджета и снижения долговой емкости Правительством Белгородской области принимается комплекс мер, направленных на увеличение поступлений в бюджеты всех уровней дополнительных доходов, осуществляются мероприятия по оптимизации расходов бюджета, снижению долга по государственным гарантиям, включая досрочный их вывод.
В условиях снижения налоговых доходов Белгородская область в 2014 году проводит политику ограничения осуществления государственных заимствований и предоставления государственных гарантий, в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов эта политика также будет продолжена.

2. Основные факторы, определяющие направления долговой
политики Белгородской области в 2015 году
и в плановом периоде 2016 и 2017 годов

Предстоящий период обеспечения устойчивости бюджета Белгородской области с точки зрения реализации долговой политики во многом зависит от геополитической ситуации, складывающейся в 2014 году и ее неопределенностью в будущие годы.
На федеральном уровне, несмотря на переход к утверждению трехлетнего бюджета, планируется ограничить гибкость бюджетных процедур новыми бюджетными правилами. В связи с чем оперативность в принятии решений на уровне субъекта Российской Федерации будет зависеть от контекста изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и даты их вступления в силу.
Долговая политика Белгородской области в 2015 - 2017 годах будет направлена на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств путем привлечения ресурсов на российском рынке капитала и из федерального бюджета. Привлечение заемного капитала на приемлемых условиях из-за волатильности финансового рынка по-прежнему является непростой задачей и будет зависеть от ожидания инвесторов по сроку размещения и ставке купона облигаций субъектов Российской Федерации, а также от крупных российских банков при установлении процентных ставок по кредитам и срокам их предоставления.
Привлечение государственных заимствований в 2015 - 2017 годах преимущественно будет осуществляться с целью погашения имеющихся долговых обязательств. Белгородской области для рефинансирования государственного долга будут необходимы долгосрочные ресурсы и помощь со стороны Министерства финансов Российской Федерации в виде бюджетных кредитов на выполнимых для региона условиях.
Государственные гарантии Белгородской области в 2015 - 2017 годах планируется предоставлять только в рамках мероприятий микрокредитования малого и среднего предпринимательства.

3. Основные принципы, цели и задачи
долговой политики Белгородской области

Стратегической целью управления государственным долгом Белгородской области является обеспечение сбалансированности бюджета Белгородской области при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Правительством Белгородской области регулируются механизмы принятия решений по привлечению заимствований, предоставлению государственных гарантий и управлению рисками в долговой сфере.
Планирование объемов, выбор инструментов новых заимствований, формирование расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств основано на анализе структуры государственного долга области с учетом обеспечения устойчивости и платежеспособности бюджета. Отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий осуществляется Инвестиционным советом при Губернаторе области по областным программным направлениям и мероприятиям.
Управление государственным долгом - одно из важнейших направлений бюджетной политики органов исполнительной власти Белгородской области.
Концептуальным подходом к управлению государственным долгом является соблюдение норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, и выполнение рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по снижению государственного долга Белгородской области.
Долговая политика в Белгородской области базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности кризисов платежеспособности бюджета.
Правительство Белгородской области в процессе управления государственным долгом Белгородской области решает следующие основные задачи:
а) анализ состояния государственного долга Белгородской области, его структуры и динамики в целях оптимизации структуры государственного долга и стоимости обслуживания государственного долга;
б) оптимизация платежных графиков по государственному долгу Белгородской области в части недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
в) минимизация стоимости привлекаемых заимствований;
г) поддержка развития экономики региона и повышение социальной стабильности;
д) минимизация рисков областного бюджета, связанных с исполнением гарантом своих обязательств по государственным гарантиям по возможным гарантийным случаям.

4. Сокращение государственного долга и
совершенствование долговой политики Белгородской области

Мероприятия по сокращению государственного долга и совершенствованию долговой политики Белгородской области осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 13 апреля 2015 года № 146-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года".
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 237-пп)
Исходя из стратегической цели управления государственным долгом Белгородской области размер долга требует постоянного мониторинга. В этой связи необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики Белгородской области:
а) закрепить требование разработки основных направлений долговой политики Белгородской области к проекту областного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период;
б) использовать государственные ценные бумаги как источники финансирования дефицита бюджета, рационально учитывая в зависимости от наличия фактической возможности размещения и от рыночной конъюнктуры на финансовом рынке преимущества данного долгового инструмента перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по размерам выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами;
в) предусматривать при планировании новых государственных заимствований ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15 процентов от объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам;
г) проводить работу по сокращению объема долга по государственным гарантиям Белгородской области;
д) усилить контроль со стороны отраслевых департаментов Белгородской области за исполнением обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Белгородской области, в целях недопущения гарантийных случаев и выплат из областного бюджета;
е) выполнять условия предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также реструктуризации обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;
(п. "е" введен постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 237-пп)
ж) осуществлять проведение мониторинга муниципального долга с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.

5. Структура государственного долга Белгородской области и
расходы на его обслуживание
(в ред. постановления Правительства Белгородской области
от 09.11.2015 № 403-пп)

млн. рублей
Наименование
2013
2014
2015 (оценка)
2016 (прогноз)
2017 (прогноз)
2018 (прогноз)
1
2
3
4
5
6
7
Государственные ценные бумаги Белгородской области
8 500
11 000
14 750
17 300
14 775
15 200
Кредиты кредитных организаций
8 500
9 200
6 200
8 200
10 850
11 950
Бюджетные кредиты из федерального бюджета
6 210
5 409
7 364
5 864
4 206
1 719
Государственные гарантии Белгородской области
19 666
16 238
15 509
15 119
14 993
9 841
Государственный долг Белгородской области, всего
42 876
41 847
43 823
46 483
44 824
38 710
Расходы на обслуживание государственного долга Белгородской области
1 447
1 924
2 323
3 076
3 484
3 685

Бюджетные ассигнования по расходам на обслуживание государственного долга могут корректироваться в ходе исполнения областного бюджета в зависимости от стоимости привлекаемых заимствований.

6. Анализ рисков выполнения долговой
политики Белгородской области

Базовым риском, влияющим на соблюдение условий долговой политики Белгородской области, является стагнация налоговых доходов, прежде всего, из-за продолжающейся негативной динамики налога на прибыль основных налогоплательщиков - организаций горно-металлургического комплекса.
В этой связи также прогнозируется риск обеспечения реализации мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 13 апреля 2015 года № 146-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года", в части мобилизации доходов в областной бюджет с целью снижения удельного веса объема государственного долга и его отдельных составляющих (государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты, кредиты кредитных организаций и государственные гарантии) в объеме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 237-пп)


------------------------------------------------------------------