Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Белгородского областного суда от 24.01.2014 по делу N 3-2/2014~М-53/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 ч. 2 ст. 3 закона Белгородской области N 74 от 08.11.2011 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области N 189 от 05.04.2013>



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу
№ 3-2/2014(3-19/2013;)~М-53/2013

Белгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бредихиной В.Н.
при секретаре К.Д.
с участием представителей заявителя - прокуроров Бригадиной В.Ю. и Р., представителя Белгородской областной Думы - К.И., представителя Губернатора Белгородской области - П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Белгородской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 ч. 2 ст. 3 закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г.

установил:

27 октября 2011 г. Белгородской областной Думой принят во втором чтении закон Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям", подписанный Губернатором Белгородской области 8 ноября 2011 г. за № 74 и опубликованный в газете "Белгородские Известия" 12 ноября 2011 г.
Положением статьи 3 данного закона определены условия, при одновременном наличии которых у граждан, имеющих трех и более детей, возникает право на однократное приобретение бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 3 части 2 статьи 3 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" одним из таких условий предусмотрено, если ранее члены многодетной семьи не приобретали земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Белгородской области в рамках реализации областных программ развития индивидуального жилищного строительства.
Законом Белгородской области, принятым Белгородской областной Думой 28 марта 2013 г., подписанным Губернатором Белгородской области 5 апреля 2013 г. за № 189 и опубликованным в газете "Белгородские Известия" 16 апреля 2013 г., внесены изменения в часть 2 статьи 3 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям".
Пункт 3 части 2 статьи 3 названного закона изложен в следующей редакции, если ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома на котором не завершено.
Закон Белгородской области о внесении изменений в часть 2 статьи 3 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" является нормативным правовым актом, вступил в законную силу со дня его опубликования с 16 апреля 2013 г.
Сославшись на несоответствие положений пункта 3 части 2 статьи 3 нормативного правового акта субъекта Российской Федерации требованиям федерального законодательства Российской Федерации - части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, на нарушение права многодетных семей на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, прокурор Белгородской области инициировал судебное разбирательство предъявлением вышеназванного заявления.
Просил суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу п. 3 ч. 2 ст. 3 закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г.
Участвующие в судебном заседании прокуроры Бригадина В.Ю. и Р. заявленные требования поддержали и полагали заявление подлежащим удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц - Белгородской областной Думы - К.И., Губернатора Белгородской области - П. возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на соответствие оспариваемого нормативного правового акта Белгородской области требованиям действующего федерального законодательства. Земельный кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 28), прямо предусматривая полномочия субъекта Российской Федерации по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не содержит каких-либо запретов, ограничений и предписаний субъекту Российской Федерации, не позволяющих устанавливать те или иные условия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив содержание оспариваемого нормативного правового акта, исследовав порядок его принятия (компетенцию издавшего его органа, процедуру принятия актов данного вида, соблюдение законодательства к форме нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе правила опубликования), проанализировав применительно к рассматриваемому предмету требований действующее федеральное законодательство, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку не усматривает несоответствия оспариваемого положения закона области требованиям федерального законодательства, на которые ссылается заявитель и нарушений порядка его принятия.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельное законодательство (ст. 3 ЗК РФ) регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена абзацем в пункте 2 о том, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания данной нормы усматривается, что федеральный законодатель предоставил гражданам, имеющим трех и более детей, право приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Исходя из буквального толкования абзаца 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации дано право установить случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно предмету правового регулирования Закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г., определенного в ст. 1, настоящий Закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков, предусмотренных п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса Российской Федерации, исходя из сложившейся в субъекте социально-экономической и демографической ситуации, имеющихся земельных ресурсов, в статье 3 закона области предусмотрены такие условия бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, в том числе, изложенные в пункте 3 части 2, если ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома на котором не завершено.
С учетом изложенного является обоснованным утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемое положение закона области не противоречит федеральному законодательству и не умаляет льготный характер приобретения прав на земельные участки граждан, имеющих трех и более детей, закрепленный Земельным кодексом Российской Федерации и, заключающийся в предоставлении земельных участков данной категории граждан бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
При этом аргумент прокурора о том, что право всех граждан, рассматриваемой категории на бесплатное приобретение земельного участка, гарантированное федеральным законодательством, является безусловным и зависит только от наличия статуса многодетной семьи, поскольку имеет своей целью обеспечить максимально льготный и упрощенный порядок получения земельных участков в собственность, является неубедительным и основан на ошибочном толковании как требований ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, так и положений оспариваемого закона субъекта РФ.
Более того, наряду с условием, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 3 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям", положением данной статьи закона, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, предусмотрены и иные условия, при одновременном соблюдении которых рассматриваемая категория граждан имеет право бесплатно приобрести однократно земельный участок из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Закрепленные в части 2 статьи 3 закона области такие случаи предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, как:
1) граждане зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают на территории Белгородской области не менее трех лет;
2) ранее членам многодетной семьи не предоставлялся в собственность земельный участок, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок);
3) ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома на котором не завершено; (п. 3 в ред. закона Белгородской области от 05.04.2013 № 189)
4) члены многодетной семьи не имеют в собственности и не отчуждали в течение последних трех лет индивидуального жилого дома, площадь которого в расчете на одного члена семьи составляет более установленной в соответствии с жилищным законодательством учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
позволяют обеспечить земельными участками для индивидуального жилищного строительства реально нуждающиеся в этом многодетные семьи, что направлено на создание условий для реализации такой категорией граждан права на жилище.
Доводы прокурора, приведенные в заявлении и в судебном заседании о том, что оспариваемое положение закона области нарушает права многодетных семей, приобретших на условиях частичной оплаты земельные участки в ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" с обременением, так как они не имеют возможности свободной их продажи и лишены права на получение земельного участка в рамках настоящего закона области и, соответственно, распоряжения им по своему усмотрению, не указывают на противоречие оспариваемого положения закона области федеральному закону. Выделение земельных участков многодетным семьям в рамках настоящего закона представляет собою обеспечение их льготой в натуральном виде и не предполагает создания указанным гражданам возможности реализации таких земельных участков с целью получения денежной компенсации и улучшения своего материального положения.
Приобретение членом многодетной семьи ранее земельного участка до внесения изменений в ст. 28 ЗК РФ у организации, учредителем которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, в том числе по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты его рыночной стоимости, свидетельствует об обеспеченности такой семьи земельным участком для индивидуального жилищного строительства. Повторное его предоставление, хотя это и не запрещено земельным законодательством, противоречит самой сути данной льготы, заключающейся в натуральном обеспечении земельным участком лиц, не имеющих такового. Неоднократное предоставление земельных участков будет создавать возможность для их отчуждения и получения дополнительного дохода, но если бы федеральный законодатель ставил перед собою такую цель, то для многодетных семей были бы предоставлены льготы в виде денежных выплат, а не обеспечения земельным участком.
Таким образом, в целях реализации полномочий, предоставленных абз. 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, законодательный орган субъекта Российской Федерации принял закон Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям", предусмотрев в ст. 3 которого случаи как основания возможного бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, что не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом вышеизложенного суд не усматривает противоречия оспариваемой нормы положениям Земельного кодекса Российской Федерации, на которые указывает прокурор.
Является неубедительной ссылка прокурора на то, что оспариваемое положение закона области ограничивает права многодетных семей на предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки, поскольку, не установив противоречия оспариваемой нормы федеральному закону, суд не усматривает признаков ущемления прав многодетных семей. Кроме того, следует отметить, что оспариваемая норма принята в рамках регулирования отношений, связанных с использованием, распоряжением земельными участками, то есть в рамках земельных отношений, и не относится к регулированию правоотношений в области установления мер социальной поддержки многодетных семей.
Действительно согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Раскрывая содержание принципа равенства, закрепленного в приведенной норме, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что данный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования правоотношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Следовательно, установление в законе области приведенных выше условий для приобретения земельного участка бесплатно, не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав граждан.
Что касается ссылки прокурора в обоснование заявленных требований на порядок предоставления земельных участков ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" и на то, что приобретение ранее многодетными семьями земельных участков в ОАО "БИК" не может рассматриваться как реализация ими своего права на бесплатное получение земельного участка, то следует согласиться с позицией представителей заинтересованных лиц, сославшихся на то, что наличие иных, наряду с рассматриваемым законом области, вариантов и механизмов предоставления земельных участков (в том числе многодетным семьям) и, соответственно, свободного выбора гражданами тех или иных возможностей, не может служить основанием для признания закона области противоречащим федеральному законодательству. Установленное федеральным законодательством (абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ) право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки закреплено и в законе области, соответственно, доводы прокурора Белгородской области о нарушении льготного, упрощенного порядка предоставления земельных участков многодетным семьям, нарушение их прав на бесплатное получение земельного участка являются несостоятельными.
На основании информации департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области № 2/05-103 от 23.01.2014 г. в судебном заседании установлено, что в соответствии с законом Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г., гражданам, имеющим трех и более детей выделяются земельные участки из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Многодетные семьи по своему усмотрению имеют возможность получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности ОАО "БИК" с применением дополнительных льгот и особых условий (без оплаты авансового платежа, составляющего часть цены земельного участка и без участия в инвестировании строительства инженерных коммуникаций), установленных в разделе № 6 Примерного порядка и условий предоставления земельных участков индивидуальным и корпоративным застройщикам для строительства жилья, утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО "Белгородская ипотечная корпорация" (протокол от **** г. в редакции решения наблюдательного совета ОАО "БИК" от *** г.
Как правильно отмечено представителями заинтересованных лиц, что ссылки в заявлении прокурора, касающиеся условий предоставления земельных участков ОАО "БИК", установленных названным Примерным порядком, не могут быть отнесены к предмету спора. Примерный порядок не является нормативным правовым актом и не определяет правоотношения, регулируемые оспариваемым положением закона области.
Следует отметить, что ранее положения статей 2 - 6 закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" являлись предметом рассмотрения в суде. Оспариваемые положения закона области в прежней редакции, также определяющие условия и порядок предоставления земельных участков, признаны не противоречащими федеральному законодательству, регулирующему данные правоотношения (решение Белгородского областного суда от 23.12.2011 г., определение Судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. № 57-АПГ12-2).
Закон Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г., отдельные положения которого оспариваются прокурором Белгородской области по настоящему делу, принят с соблюдением установленной процедуры принятия, правил введения в действие, опубликования и вступления в силу, что подтверждается Уставом Белгородской области, Регламентом Белгородской областной Думы, протоколами заседания Белгородской областной Думы, постановлениями председателя Белгородской областной Думы о направлении закона Губернатору Белгородской области для подписания и опубликования, сведениями об официальном опубликовании. Порядок принятия правового нормативного акта лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Судом таковых нарушений не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом установлено, что оспариваемая норма (п. 3 ч. 2 ст. 3) закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г., принята законодательным органом Белгородской области в пределах своих полномочий и не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе абзацу 2 пункта 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ее содержание является определенным, то оснований для удовлетворения заявления прокурора Белгородской области не имеется.
руководствуясь ст. ст. 194, 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Белгородской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 ч. 2 ст. 3 закона Белгородской области № 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции закона Белгородской области № 189 от 05.04.2013 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.01.2014 г.


------------------------------------------------------------------