Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Белгородского областного суда от 24.02.2014 по делу N 3-4/2014~М-1/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными постановлений Правительства Белгородской области N 345-пп от 19.08.2013 "Об утверждении долгосрочной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы", N 365-пп от 09.09.2013 "О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области", N 399-пп от 23.09.2013 "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года N 345-пп", N 486-пп от 25.11.2013 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год">



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу № 3-4/2014~М-1/2014

Белгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Литвиновой А.М.
при секретаре С.Е.Н.
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.
заявителя Р.Д.В., представителей Правительства Белгородской области К.А.О., А.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Д.В. о признании незаконными постановлений Правительства Белгородской области № 345-пп от 19.08.2013 года "Об утверждении долгосрочной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы", № 365-пп от 09.09.2013 года "О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области", № 399-пп от 23.09.2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года № 345-пп", № 486-пп от 25.11.2013 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год",

установил:

Р.Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными постановлений Правительства Белгородской области № 345-пп от 19.08.2013 "Об утверждении долгосрочной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы", № 365-пп от 09.09.2013 "О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области", № 399-пп от 23.09.2013 "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года № 345-пп", № 486-пп от 25.11.2013 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год", указав, что они не опубликованы в установленном порядке, но применяются на территории Белгородской области. По мнению заявителя, правовые акты подлежат опубликованию во всех трех источниках, определенных ст. 2 Закона Белгородской области № 112 от 31.12.2003 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов". Также ссылается на то, что в нарушение положений ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, на момент принятия Постановлений № 365-пп от 09.09.2013 года, № 486-пп от 25.11.2013 отсутствовала утвержденная Министерством регионального развития методика расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт, поскольку Приказ Минрегиона России № 288 от 10.07.2013 "Об утверждении методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт" отменен приказом Минрегиона России от 14.11.2013. В связи с тем, что приказ отменен ввиду несоответствия некоторых из его положений действующему законодательству, нельзя применять и Постановление Правительства Белгородской области № 365-пп от 09.09.2013 года.
Кроме того, полагает, что возложение обязанности постановлением Правительства Белгородской области № 345-пп от 19.08.2013 года по оплате капитального ремонта только на собственников помещений в многоквартирном доме, противоречит п. 6.1 ст. 2 ЖК Российской Федерации.
Р.Д.В. просит признать оспариваемые Постановления Правительства Белгородской области незаконными и отменить их, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Представители заинтересованного лица Правительства Белгородской области возражали против удовлетворения требований. Ссылаются на то, что нормативные правовые акты опубликованы в соответствии с Законом Белгородской области № 112 от 31.12.2003 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" на сайте губернатора и Правительства Белгородской области. При расчете минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год использовались методические рекомендации, разработанные субъектом Российской Федерации, что соответствует положениям ст. 156 ЖК Российской Федерации. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей, что нарушений субъектом РФ закона при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не допущено, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Закона Белгородской области № 112 от 31.12.2003 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" в редакции Закона от 26.02.2013 № 178, действующей на момент издания оспариваемых актов, официальным опубликованием правовых актов законов Белгородской области, постановлений Белгородской областной Думы, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области, постановлений и распоряжений Правительства Белгородской области, а также иных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Белгородской области, являются газета "Белгородские известия", "Сборник нормативных правовых актов Белгородской области", официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.belregion.ru).
Постановление Правительства Белгородской области от 19.08.2013 № 345-пп "Об утверждении долгосрочной адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы" 27.08.2013 опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области http://www.belregion.ru.
Постановление Правительства Белгородской области от 09.09.2013 № 365-пп "О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области" опубликовано там же 12.09.2013.
Постановление Правительства Белгородской области от 23.09.2013 № 399-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года № 345-пп" опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области http://www.belregion.ru - 04.10.2013. А Постановление Правительства Белгородской области от 25.11.2013 № 486-пп "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год" 26.11.2013.
Также оспариваемые акты размещены в правовой системе "КонсультантПлюс".
Суд приходит к выводу, что населению и иным лицам была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием вышеуказанных нормативных правовых актов, нарушения предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие - правил опубликования не усматривается.
Доводы заявителя в этой части основаны на неверном толковании норм материального права.
Закон Белгородской области № 112 от 31.12.2003 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" в редакции Закона от 26.02.2013 № 178 не содержит указания на обязательность опубликования во всех трех источниках. Кроме того, Постановление Правительства Белгородской области № 345-пп от 19.08.2013 года объемное (более 560 страниц формата A4), что затрудняет его возможность опубликования в печатном издании.
В соответствии со статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии со ст. 37 ЖК Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 ЖК Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Таким образом, отсутствие зарегистрированного права на общее имущество в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности содержать общее имущество.
Ссылка на установление минимального размера взноса на капитальный ремонт нормативным правовым актом субъекта РФ в отсутствие методических рекомендаций, принятых на федеральном уровне, не убедительна.
Действительно в настоящее время методические рекомендации, утвержденные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, как и на момент принятия оспариваемых нормативных актов, отсутствуют.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
Жилищное законодательство в соответствии со ст. ст. 5, 12 ЖК РФ отнесено к совместному ведению государственных органов власти Российской Федерации и государственных органов власти субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно п. 61 ч. 2 данной статьи к таким полномочиям относятся регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно ч. 8.2 ст. 13 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В силу ч. 8.1 ст. 156 ЖК Российской Федерации, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, минимальный размер взноса на капитальный ремонт правомерно рассчитан на основании разработанной методики, утвержденной постановлением Правительства области от 09.09.2013 № 365-пп.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 - Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. После принятия соответствующего федерального законодательства, регламентирующего данную сферу правоотношений, нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт в Белгородской области также определен ст. 4 Закона Белгородской области от 31.01.2013 № 173 "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области".
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что субъектом не определены критерии очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, противоречит ст. 6 Закона Белгородской области № 173 от 31.01.2013 "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области".
При этом ст. 5 вышеназванного Закона установлен перечень работ, услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта. Направляемые на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах средства могут использоваться только на проведение видов работ, указанных в данном законе (п. 3 ст. 7 Закона Белгородской области № 173 от 31.01.2013).
В соответствии с положениями раздела 5 долгосрочной адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Белгородской обл. от 19.08.2013 № 345-пп, финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, региональному оператору за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Белгородской области, местного бюджета.
Независимо от источников финансирования региональной программы капитального ремонта изысканные средства могут использоваться на работы, определенные ст. 5 Закона № 173, что свидетельствует о выполнении требований федерального законодательства, доводы в этой части также не обоснованы.
Ссылка на возложение обязанности по формированию адресной Программы капитального ремонта на регионального оператора (Б.) и формирование ее Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области (К.) не свидетельствует о нарушении федерального законодательства.
Из оспариваемых Постановлений следует, что региональный оператор принимает участие в формировании данной Программы, порядок ее управления установлен главой 6, согласно которой общее руководство и управление Программой возложено на Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Представленные суду заключения БРОООО "Центр противодействия коррупции в органах государственной власти" не могут быть приняты во внимание, так как изложенные в них выводы противоречат вышеизложенным нормам материального права, основаны на неверном их толковании.
Иные доводы заявителя, изложенные им в ходе рассмотрения спора, к существу заявления об оспаривании нормативного правовых актов не относятся, выходят за рамки нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 ГПК РФ, и сводятся к несогласию с обязанностью внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
С учетом изложенного, оспариваемые нормативные правовые акты приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, предоставленной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в силу ч. 1 ст. 253 ГПК Российской Федерации в удовлетворении заявления Р.Д.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Р.Д.В. о признании незаконными постановлений Правительства Белгородской области № 345-пп от 19.08.2013 года "Об утверждении долгосрочной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы" № 365-пп от 09.09.2013 года "О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области", № 399-пп от 23.09.2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года № 345-пп", № 486-пп от 25.11.2013 года "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год" признать необоснованным и в его удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором принесения апелляционного представления, в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------