Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Белгородского областного суда от 10.06.2014 N 33-2129/2014 <Об оставлении без изменения решения Вейделевского районного суда Белгородской области от 17.03.2014, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области от 26.12.2013 N 8 "Об утверждении Порядка формирования цен и тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями Вейделевского района Белгородской области">



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. № 33-2129/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Безуха А.Н., Самыгиной С.Л.
при секретаре М.
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.
рассмотрела в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. об оспаривании решения Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области № от 26.12.2013
по апелляционной жалобе Р.
на решение Вейделевского районного суда Белгородской области от 17.03.2014.
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., объяснения Р. и его представителя, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области Е. и Ш., считавших принятое решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Бригадиной В.Ю. о соответствии нормативного акта требованиям закона, судебная коллегия

установила:

26.12.2013 Муниципальный совет муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области принял решение № "Об утверждении порядка формирования цен и тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями Вейделевского района" (далее - Порядок формирования цен и тарифов) и решение № "Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием Вейделевского района <...> (далее - Тарифы на платные услуги).
Оба решения органа местного самоуправления опубликованы в печатном средстве массовой информации муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области <...> № (N) от 31.12.2013.
19.02.2013 Р. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области от 26.12.2013 N, обязать указанный орган местного самоуправления устранить допущенные нарушения его прав и свобод в установленный законом срок.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что названное решение нарушает его право как потребителя на покупку песка в Вейделевском районе в условиях законного порядка ценообразования, поскольку Тарифы на платные услуги (в частности, на работы по добыче песка) определены без соблюдения требований Порядка формирования цен и тарифов, утвержденного решением от 26.12.2013 N. По мнению заявителя, стоимость работ по добыче песка противоречит п. 3.1 Порядка формирования цен и тарифов, определяющего основные цели регулирования цен и тарифов. При утверждении Тарифов не применялся предусмотренный п. 3.3 Порядка метод утверждения (установления) цен и тарифов - метод экономической обоснованности расходов. Тарифы установлены на неопределенный период, что противоречит п. 4.11 Порядка формирования цен и тарифов, в котором предусмотрено установление цен и тарифов на срок не менее чем на один год.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебный акт как постановленный при неправильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что права Р. как потребителя не были нарушены, поскольку положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" не регулируют порядок ценообразования на товары (работы, услуги), в перечень обязательной для доведения до сведения потребителя информации о товарах (работах, услугах) такого рода порядок не включен. Оспариваемое решение Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области от 26.12.2013 № принято управомоченным органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основано на положениях Устава муниципального района. При этом суд посчитал недоказанным факт нарушения прав и свобод заявителя оспариваемым нормативным правовым актом.
Приведенные выводы суда основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, в связи с чем оснований для признания их неправильными не имеется.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами предоставлены органам местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Вейделевский район" Белгородской области, принятого Постановлением Совета депутатов Вейделевского района Белгородской области от 26.07.2007 № 1 и зарегистрированного в ГУ Минюста России по Центральному федеральному округу 30.08.2007 NRU315050002007002, Муниципальный совет Вейделевского района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Устава муниципального образования Муниципальный совет Вейделевского района принимает по вопросам местного значения решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района и рассчитанные на неоднократное применение, решение об удалении председателя Муниципального совета Вейделевского района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Муниципального совета Вейделевского района и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Белгородской области, настоящим Уставом.
В исключительной компетенции Муниципального совета Вейделевского района находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 13 Устава муниципального образования).
Тарифы на товары, работы и услуги, производимые муниципальными предприятиями и учреждениями, устанавливаются Муниципальным советом Вейделевского района по представлению главы администрации Вейделевского района, если иное не предусмотрено федеральным законом. Решение Муниципального совета Вейделевского района об установлении тарифов вступает в силу в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 16 Устава муниципального образования (ч. 4 ст. 39 Устава).
Порядок внесения проектов решений в Муниципальный совет Вейделевского района, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются регламентом Муниципального совета (ч. 4 ст. 14 Устава).
В соответствии со ст. 52 Регламента Муниципального совета, утвержденного решением Муниципального совета Вейделевского района от 14.12.2007 № 2, проекты правовых актов, подлежащих рассмотрению Муниципальным советом представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их принятия, включающим изложение их концепции, предмет правового регулирования и цель, которую предполагается достигнуть посредством принятия соответствующего правового акта. Одновременно к проектам правовых актов прилагаются заключения главы администрации муниципального района, финансово-экономические расчеты, если принятие этих правовых актов повлечет расходы из бюджета муниципального района, а также внебюджетных фондов, статистические и иные сведения, требуемые для обоснования внесения проектов правовых актов (при необходимости), результаты согласования проектов правовых актов с заинтересованными органами и организациями, перечень правовых актов, которые в связи с принятием предполагаемых проектов правовых актов должны быть изменены, признаны утратившими силу или вновь разработаны, а также другие документы, которые, по мнению соответствующих субъектов права правотворческой инициативы в совете, необходимы для обоснования внесения проектов правовых актов.
Председатель Муниципального совета принимает решение о включении вопроса в проект дня заседания при наличии пояснительной записки по вносимому вопросу и подготовленного проекта правового акта совета (ст. 42 указанного выше Регламента).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Устава муниципального образования решения Муниципального совета Вейделевского района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района и рассчитанные на неоднократное применение, подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области <...> в 10-дневный срок со дня принятия и вступают в силу со дня такого опубликования, если самим решением не предусмотрен более поздний срок вступления его в силу.
Проект оспариваемого решения представлен главой администрации Вейделевского района в Муниципальный совет Вейделевского района 16.12.2013 вместе с пояснительной запиской, калькуляцией себестоимости предоставляемых МУП <...> услуг, прошел проверку законности со стороны прокуратуры Вейделевского района, экспертизу юриста администрации района на коррупциогенность, одобрен на заседании постоянных комиссий Муниципального совета 26.12.2013.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области от 26.12.2013 № "Об утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием Вейделевского района <...> принято в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие; содержание акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы автора жалобы о неопределенности содержания оспариваемого решения Муниципального совета при установлении тарифа для оптовых покупателей являются неубедительными. Оспариваемая норма не допускает придаваемое ей при правоприменении иное толкование: оптовым покупателем признается лицо, приобретающее свыше <...> песка; стоимость 1 м3 песка для оптовых покупателей песка составляет <...> руб., данная цена указана без учета стоимости погрузки песка, которая для всех категорий покупателей одинакова и составляет <...> руб.
Субъективное утверждение апеллянта об установлении заинтересованным лицом монопольно низкой цены товара для оптовых покупателей на правильность выводов суда не влияет, отмену решения суда не влечет. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" правом обращения в судебные органы с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства обладает только антимонопольный орган.
Иных доводов жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вейделевского районного суда Белгородской области от 17.03.2014 по гражданскому делу по заявлению Р. об оспаривании решения Муниципального совета муниципального района "Вейделевский район" Белгородской области № от 26.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------