Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение администрации Борисовского района Белгородской обл. от 26.06.2014 N 766-р "Об утверждении концепции развития трудовых ресурсов Борисовского района до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. № 766-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ
РЕСУРСОВ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА ДО 2025 ГОДА

В целях формирования системы обеспечения района необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющей на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда:

1. Утвердить концепцию развития трудовых ресурсов Борисовского района до 2025 года (далее - Концепция) (приложение № 1).

2. Утвердить План мероприятий I этапа реализации Концепции на 2014 - 2015 годы (приложение № 2).

3. Отделу экономического развития и труда администрации района (Щербак Н.В.):
3.1. Обеспечить подготовку планов мероприятий II и III этапов реализации Концепции в течение квартала, следующего после окончания срока действия Плана мероприятий I этапа реализации Концепции на 2014 - 2015 годы.
3.2. Совместно с отделами и управлениями администрации района обеспечить реализацию Концепции и представление в управление по труду и занятости населения области ежегодных отчетов о реализации Концепции за истекший год до 1 марта года, следующего за отчетным.

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя главы администрации района по экономическому развитию С.В.Рудась.

Первый заместитель главы
администрации района - руководитель
аппарата главы администрации района
Ю.В.ХУТОРНОЙ





Приложение № 1

Утверждена
распоряжением
администрации Борисовского района
от 26 июня 2014 г. № 766-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

Экономическое развитие Борисовского района на современном этапе характеризуется существенными положительными изменениями. Наблюдается улучшение большинства макроэкономических показателей, среди которых рост объемов производства в сочетании с финансовой стабильностью, увеличение реальных доходов населения, повышение потребительского спроса. Все более важным фактором для такого развития становятся трудовые ресурсы, эффективное использование которых - стратегическая задача руководства района, условие устойчивого экономического роста района и повышения благосостояния людей.
Под концепцией развития трудовых ресурсов Борисовского района (далее - Концепция) понимаются общий курс и последовательная деятельность администрации Борисовского района, государственных органов Белгородской области по обеспечению экономики региона эффективной рабочей силой, развитию возможностей для приобретения работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей трудовой жизни, повышению уровня профессионального образования и практической подготовки кадров в соответствии с востребованностью различных сфер экономики Борисовского района.
Концепция определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления деятельности, механизмы и этапы реализации мероприятий, проводимых администрацией Борисовского района, государственными органами Белгородской области, работодателями, объединением работодателей, учебными заведениями профессионального образования и направленных на обеспечение экономики Борисовского района профессионально подготовленными рабочими и специалистами.

II. Характеристика трудового потенциала Борисовского района

2.1. Состояние рынка труда

Сегодняшнее состояние трудовых ресурсов района и имеющийся в регионе трудовой потенциал по своим параметрам не в полной мере соответствуют современному этапу социально-экономического развития и стратегическим направлениям формирования инновационно ориентированной экономики района.
По данным выборочного обследования, проведенного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, численность экономически активного населения района в среднем за 2013 год составила 14,7 тыс. человек, что на 233 человека больше, чем в аналогичном периоде 2012 года. На 1 января 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составила 110 человек против 165 человек на 1 января 2012 года, или на 55 человек меньше. Уровень общей безработицы равен 1,0 процент против 0,88 процента в 2012 году.
Среднесписочная численность работников в крупных и средних организациях района, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, составила в 2013 году 6182 человека и по сравнению с аналогичным периодом 2012 года незначительно снизилась - на 0,6%. Наибольшее количество работников трудится в обрабатывающих производствах - 1508 человек, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 90 человек, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 1112 человек, на транспорте и связи - 100 человек.
Вместе с тем, за 2012 - 2013 годы на предприятиях и организациях района было создано 399 новых рабочих мест.
В 2013 году за содействием в поиске подходящей работы в ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения" обратилось 509 человек, что на 14 человек больше, чем в предыдущем году. По состоянию на 1 января 2014 года численность безработных граждан, зарегистрированных в ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения", составила 126 человек, это на 16 человек больше по сравнению с 2012 годом. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на начало 2014 года составил 1,0.

2.2. Демографическая ситуация

Борисовский район остается одним из немногих субъектов Российской Федерации и Центрального федерального округа, численность населения которого продолжает расти, что обусловлено достаточно благоприятной демографической ситуацией и превышением миграционного прироста над естественной убылью населения. Но в 2013 году, по предварительным данным, численность населения района снизилась на 0,2 тыс. человек и на 1 января 2014 года составила 25,5 тыс. человек.
В результате реализации последовательных мер по улучшению демографической ситуации и состояния здоровья населения в 2013 году родилось 324 ребенка, что на 14 детей больше, чем в 2012 году. Численность умерших выросло за этот период на 21 человека и составило 479 человек.
Сложившийся за 2013 год общий коэффициент рождаемости - 12,7 родившихся на 1000 человек населения, что на 5,8 процентов выше, чем в 2012 году. Общий коэффициент смертности вырос на 5,1 процент и составил 18,7 умерших на 1000 человек населения. Абсолютное число умерших выросло на 4,6 процента. Превышение числа родившихся над числом умерших осталось без изменения и составило 1,48 раза.

2.3. Миграционные процессы

Основным источником частичной компенсации естественных потерь населения района будет являться миграционный прирост. Он обеспечен исключительно за счет притока граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья. В 2013 году в район прибыли 445 человек, что на 5 процентов меньше, чем в 2012 году, в том числе в городскую местность - 240 (в 2012 году - 245 человек), в сельскую - 205 (в 2012 году - 223 человека). Выбыло из района 520 человек, 242 - городская местность и 278 - сельская.
Миграционная убыль населения по сравнению с 2012 годом увеличилась на 23 человека, или на 44,2 процента и равнялась 75 человекам за счет обмена населением с другими субъектами России. За счет обмена населением с государствами - участниками СНГ сложился миграционный прирост и составил 130 человек, его доля в миграционном приросте международной миграции - 97 процентов. По-прежнему наибольший миграционный прирост сохраняется в обмене населением с Украиной. Это 85 человек, или 65,4 процента в миграционном приросте миграции со странами СНГ. По-прежнему происходит обмен населением с Узбекистаном (18 человек), Казахстаном (9 человек), Молдовой (9 человек).
По состоянию на 1 января 2014 года оформлено 33 патента (в 2012 году - 68 патентов) и 68 разрешений на работу иностранным гражданам (в 2012 году - 94). Иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность преимущественно в четырех сферах: строительстве, сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, на транспорте.

2.4. Характеристика структуры трудовых ресурсов

Наблюдается рост ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении, которая по оценке в 2012 году увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 71,4 года, а к 2025 году может составить 74,3 года.
Таким образом, в долгосрочной перспективе рост рождаемости и увеличение миграционного прироста позволят приостановить негативные демографические процессы.
Несмотря на положительную динамику показателей общей численности населения, проблема демографического развития будет сохраняться, что негативно скажется на ситуации на рынке труда: доля населения в трудоспособном возрасте сократится с 61,7 процента в 2012 году до 53,6 процента в 2025 году. В то же время ухудшится возрастная структура населения - коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных лиц, приходящихся на 1000 человек населения трудоспособного возраста) к началу 2025 года составит 866 против 622 в 2012 году.
Численность пенсионеров, по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Борисовскому району, в 2013 году составила 9,081 тыс. человек, из них работающих 1,896 тыс. человек (20,9 процента), по прогнозу число пенсионеров к 2025 году увеличится на 8,7 процента и может достигнуть 9,871 тыс. человек, в том числе работающих - 2,389 тыс. человек (24,2 процента).

Таблица 1

Численность трудовых ресурсов района в 2010 - 2012 годах

человек

2010 г.
2011 г.
2012 г.
Численность трудовых ресурсов, в том числе:
17078
17318
17779
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте
15314
15274
14942
Иностранные трудовые мигранты
45
43
40
Лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике
1719
2001
2797
Распределение численности трудовых ресурсов:
17078
17318
17779
1. Среднегодовая численность занятых в экономике
6228
6004
6235
2. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы
1750
1805
1820
3. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и др. население
9100
9509
9724

Таким образом, набирающие темпы роста показатели экономического развития района столкнутся в ближайшие годы с дефицитом трудовых ресурсов, поскольку соответствующий демографическому спаду рост производительности труда не может осуществляться аналогичными темпами. Следовательно, ситуация на рынке труда района в 2014 - 2025 годах во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений.

2.5. Создание новых рабочих мест

В целях формирования экономических и организационных условий для увеличения уровня занятости, числа вновь созданных рабочих мест и повышения эффективности существующих в районе оказывается государственная поддержка по созданию новых рабочих мест, реализуются инвестиционные проекты, оказывается содействие в развитии малых форм хозяйствования на селе, совершенствуется система государственной поддержки малого предпринимательства.
В соответствии с разделом 5 Плана мероприятий Правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства области от 25 марта 2013 года № 130-рп, отделом экономического развития и труда администрации Борисовского района проводится ежемесячный мониторинг создания новых рабочих мест.
По данным мониторинга, в 2011 - 2013 годах создано 610 новых рабочих мест, в том числе в 2013 году - 180 рабочих мест, кроме того - 38 временных рабочих мест.

Для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан необходима реализация дополнительных мер по увеличению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2013 года № 2108-р "Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников".
Ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников. Таким образом, дефицит трудовых ресурсов внутри района неизбежно вызовет увеличение спроса на труд и возможность профессионального и карьерного роста.
На рынке труда Борисовского района сохранялась стабильная ситуация, по основным показателям занятости населения наблюдались положительные тенденции.

2.6. Сфера занятости населения

Для обеспечения государственных гарантий в сфере занятости населения, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", управлением по труду и занятости населения области разработана государственная программа Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 527-пп. Основными задачами государственной программы являются: содействие занятости населения области, улучшение условий и охраны труда, обеспечение исполнения государственных функций управлением по труду и занятости населения области.
Реализация мероприятий государственной программы в 2014 - 2020 годах позволит трудоустроить около 2 тыс. человек, или 60,3 процента от числа граждан, обратившихся в службу занятости по этому вопросу. В 2013 году за содействием в поиске подходящей работы в районный центр занятости населения обратились 509 человек.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют мониторинг неработающих граждан, проживающих на территории Борисовского района, с целью оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, адресной материальной помощи социально не защищенным гражданам.
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения" проводит еженедельный мониторинг по предполагаемому высвобождению работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата для изучения ситуации, происходящей на рынке труда, и оказания содействия в трудоустройстве высвобожденным гражданам.
Реализация принятых мер способствовала снижению числа зарегистрированных безработных в районе и повышению уровня занятости населения. На 1 января 2013 года в районном центре занятости населения состояли на учете 110 человек, не занятых трудовой деятельностью (что на 55 человек меньше, чем по состоянию на 1 января 2012 года). Официальный статус безработного на конец отчетного периода 2013 года имел 271 человек, что на 48 человек меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2014 года составил 1,0 процента, что аналогично периоду 2013 года.
В настоящее время происходит изменение ситуации на рынке труда по видам экономической деятельности. С одной стороны, продолжается увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах, с другой, - прогнозируется рост числа работников в сфере обслуживания, торговли, сервиса и других. В ближайшие годы ожидается усиление дефицита кадров, особенно по рабочим профессиям, в металлообрабатывающем производстве, строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве. К тому же этот дефицит усугубляется несоответствием уровня квалификации кадров требованиям технологий современного производства, а также дисбалансом между потребностями экономики Борисовского района в рабочих, специалистах и подготовкой по уровням профессионального образования.
Модернизация системы профессионального образования позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, направленную на развитие экономики, повысить производительность труда и процент трудоустроенных выпускников.
Постоянную потребность в квалифицированных кадрах испытывают организации двух основных видов экономической деятельности: промышленность (нужны квалифицированные рабочие) и сельское хозяйство (нужны как специалисты, так и квалифицированные рабочие). Требуются кадры также учреждениям бюджетной сферы и в первую очередь учреждениям здравоохранения, расположенным в сельской местности.
Спрос и наличие кадров:
На региональном рынке труда сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет. Так, за 2013 год в органы службы занятости было заявлено в целом по району 82,0 процента вакансий по рабочим профессиям. Основные причины - нарастающий дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих, серьезные деформации профессиональной структуры.
Предложения на рынке труда имеют существенные структурные отличия от спроса. Так, спрос на профессии строительного профиля (бетонщики, арматурщики, каменщики) в 5 раз превышает предложение, на станочников - в 3,6 раза, на монтажников - в 4,1 раза, на электрогазосварщиков - в 3,8 раза, на маляров и штукатуров-маляров - в 3,2 раза, на водителей - в 1,9 раза, а на бухгалтеров, наоборот, предложение превышает спрос в 4,3 раза, менеджеров - в 4,6 раза, экономистов - в 9,4 раза, юристов - в 9,7 раза.
Существующая система профессионального образования слабо ориентирована на развивающуюся экономику района и не удовлетворяет потребностям предприятий в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
Существенной проблемой, затрудняющей достижение профессионального баланса, является недостаточно развитая система профориентационной работы. У подростков и молодежи отсутствуют навыки профессионального самоопределения, планирования профессиональной карьеры, среди них слабо ведется работа по формированию мотивации к востребованным, но "непрестижным" профессиям.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров являются одними из важных факторов перераспределения трудовых ресурсов и обеспечения предприятий кадрами требуемого уровня квалификации.
Невысокий социальный потенциал отдельных организаций района - низкая заработная плата, неудовлетворительные условия труда и быта, отсутствие перспективы профессионального роста, неразвитая система социального партнерства - делают рабочие места в данных организациях непривлекательными для активной части населения. Кроме того, низкая оплата труда на отдельных предприятиях имеет отрицательные последствия для конкретной организации и для района в целом в виде неустойчивого конкурентного положения на рынке производимых товаров и услуг и, как следствие, недостаточного уровня профессионализма и квалификации работников, низкой материальной заинтересованности в конечных результатах труда.
Важнейшим показателем уровня благополучия района считается численность занятых в экономике района. Улучшение инвестиционного климата, дальнейшее развитие предприятий в производственном секторе и инновационной сфере по выпуску новых видов конкурентоспособной продукции, активизация предпринимательства на селе, создание новых рабочих мест способствует росту среднегодовой численности занятых в экономике района.

2.7. Уровень жизни населения

Проводимые в районе в последние годы мероприятия по повышению заработной платы, пенсий, социальной поддержки отдельных групп населения способствовали росту доходов населения и обеспечили сокращение численности граждан с низкими доходами. Номинальные денежные доходы населения в расчете на душу населения области в 2013 году составили 18,8 тыс. рублей и возросли по сравнению с 2012 годом на 11,9 процента, реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 3,2 процента.
В рамках постановления Правительства области от 9 декабря 2013 года № 499-пп "О трехстороннем соглашении между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Белгородской области на 2014 - 2016 годы" достигнута договоренность установить минимальный размер оплаты труда работников организаций внебюджетного сектора экономики области на уровне величины прожиточного минимума, утверждаемого Правительством области для трудоспособного населения, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Главной составляющей денежных доходов населения является заработная плата. Ежегодно принимаются распоряжения администрации Борисовского района, направленные на увеличение заработной платы и ликвидацию долгов по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности на основе развития социального партнерства. В 2014 году этому способствовала реализация постановления Правительства области от 24 февраля 2014 года № 41-пп "О мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности области в 2014 году", в котором было предусмотрено обеспечить в среднем по организациям производственных видов экономической деятельности области к концу 2014 года уровень заработной платы не менее 27 тыс. рублей, размер среднемесячной заработной платы в данных организациях - не менее 15 тыс. рублей.
В результате принимаемых мер среднемесячная заработная плата одного работника в 2013 году в районе возросла по сравнению с 2012 годом на 9,3 процента и составила 21,315 тыс. рублей.
Росту заработной платы способствовало включение в коллективные договоры обязательства по увеличению оплаты труда. Практически все предприятия производственных видов экономической деятельности включили данное обязательство в коллективные договоры.

2.8. Условия охраны труда

Состояние здоровья работающего населения является специфическим ограничителем экономического роста района. Неблагоприятные условия труда являются следствием применения устаревших технологий и изношенного оборудования. В организациях района по обследуемым видам экономической деятельности в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято 23 процента от списочной численности работников.
Этому способствует низкая экономическая заинтересованность и ответственность работодателей за выполнение норм и правил по охране труда и здоровья работников, стремление к получению быстрой прибыли приводят к усилению тенденций сокрытия предпринимателями профессиональной заболеваемости.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников - важнейшее направление государственной политики в сфере охраны труда. Обеспечение необходимых условий и охраны труда является одной из основных гарантий трудовых прав человека, важнейшим направлением деятельности социальных партнеров: работодателей, профсоюзов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Последовательная реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, в том числе по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников, профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников, проводится в рамках реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы".
Важным шагом в создании механизма государственного управления охраной труда на уровне муниципальных образований является реализация закона Белгородской области от 28 июня 2010 года № 349 "О наделении органов местного самоуправления полномочиями в области охраны труда". Законом юридически закреплена передача следующих полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны труда:
- оказание методической помощи в организации работы по охране труда организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования;
- организация проведения в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;
- сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального района;
- организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведенный анализ трудового потенциала региона позволил выявить следующий комплекс проблем областного рынка труда.

2.9. Основные проблемы рынка труда

Качественные и количественные изменения в социально-трудовой сфере, динамика развития ситуации на рынке труда свидетельствуют о наличии деструктивных процессов в области формирования трудовых ресурсов:
- сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, осложняющееся ухудшением здоровья;
- профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда;
- деквалификация и депрофессионализация части работающего населения;
- отток квалифицированных кадров в другие регионы;
- снижение мотивации к труду;
- несовершенна система работы по профессиональной ориентации;
- низкая трудовая мобильность работников.
Кроме этого, не осуществляется аналитико-прогнозная оценка трудовых ресурсов в районе в части обеспечения системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах с учетом развития экономики на дальнесрочную перспективу.
Главное - отсутствует единая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов всех сфер экономики и социального сектора, обеспечивающая отбор и карьерный рост кадров, способных эффективно осуществлять свои функции в инновационном режиме.
Дефицит рабочей силы, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население повысят нагрузку на систему здравоохранения, обострят проблемы с выплатой пенсий и социальных пособий.
Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, будет способствовать обострению вопроса комплектования кадрами и в первую очередь производственной сферы, здравоохранения и образования, приведет к возникновению проблемы формирования трудовых ресурсов.
Активно работала районная трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Как результат, на территории района в 2013 году, как и в предыдущие годы, не зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора.
За 2013 год заявленная работодателями потребность в работниках составила 621 единицу, в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 100 единиц, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств - 90 единиц, обрабатывающие производства - 148 единиц.
По состоянию на 1 января 2014 года профессионально-квалификационная конъюнктура регистрируемого рынка труда и рабочей силы была разнонаправлена. Структура предполагаемых вакансий не соответствовала профессионально-квалификационному составу безработных граждан, обратившихся в районный центр занятости населения за содействием в трудоустройстве. Спрос на неквалифицированных работников в несколько раз больше, чем желающих найти такую работу. Спрос на специалистов высокого уровня квалификации, квалифицированных рабочих также значительно превышал предложение.
Стабильное экономическое положение Борисовского района и благоприятная ситуация на внутреннем рынке труда являются мощным фактором, влияющим на приток иностранной рабочей силы, при этом должен быть дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков, снижение доли неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы, а также содействие обеспечению потребности экономики района в квалифицированных рабочих кадрах.

III. Цели, задачи и принципы реализации Концепции

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Белгородской области, законами Белгородской области, нормативными правовыми актами Губернатора, Правительства Белгородской области и администрации Борисовского района, касающимися социально-экономического развития района.
Целью реализации Концепции является формирование системы обеспечения района необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющей на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить работодателей персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи перспективного развития сферы своей деятельности и нацелить на инновационное решение задач социально-экономического развития района.
Разработанная Концепция будет способствовать созданию условий для эффективного развития рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а работника - достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Обеспечение сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и спроса на рабочую силу с целью удовлетворения потребности экономики и социальной сферы района в высококвалифицированных работниках.
2. Создание единого механизма противодействия нелегальным трудовым отношениям органами местного самоуправления района.
3. Повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, сбалансированности интересов работодателей, образовательных организаций и органов местного самоуправления в решении данных вопросов.

3. Сохранение существующих и привлечение дополнительных трудовых ресурсов на территорию района.
4. Реализация Концепции возможна при условии соблюдения следующих принципов:
- научность и реалистичность в определении структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда;
- выявление перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер, повышения конкурентоспособности экономики района;
- системность, обусловливающая органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами;
- соответствие федеральных и региональных интересов и потребностей;
- опережающее прогнозирование потребности в кадрах, исходящее из перспектив социального прогресса, изменения характера труда и социально-экономических преобразований;
- демократичность и социальная справедливость при решении кадровых проблем;
- гармоничное сочетание интересов человека, общества и государства;
- постоянное обновление кадров в сочетании с их преемственностью, направленное на достижение позитивной стабилизации кадров, использование способностей работников разных возрастов;
- регулирование процессов рынка иностранной рабочей силы с учетом приоритета трудоустройства российских граждан.

IV. Приоритетные направления реализации Концепции

Для успешной реализации Концепции необходимо проведение комплексных мер, направленных на формирование, рациональное распределение и эффективное использование трудовых ресурсов в районе. Их осуществление будет продуктивным при взаимодействии администрации Борисовского района, работодателей, объединением работодателей, учебных заведений профессионального образования.
Процесс реализации Концепции предусматривает осуществление системы мероприятий по основным направлениям, структурированным в соответствии с поставленными задачами.
Задачу по обеспечению сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и спроса на рабочую силу предполагается решить посредством реализации мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы кадрового обеспечения;
- обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый двухлетний период;
- разработка мероприятий, предусматривающих качественную подготовку и переподготовку профессиональных кадров в объемах, необходимых для обеспечения всех сфер экономики;
- формирование системы трудового воспитания и работы с молодежью по профессиональной ориентации;
- развитие системы профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников, молодежи и незанятого населения;
- создание системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда и рынка образовательных услуг;
- повышение эффективности функционирования системы профессионального образования в районе;
- обеспечение преемственности между ступенями образования с целью подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;
- разработка мер, стимулирующих работодателей к взаимодействию с учреждениями профессионального образования;
- разработка дополнительных мер, направленных на развитие системы целевой подготовки специалистов для видов экономической деятельности области;
- формирование системы мероприятий, способствующих повышению мобильности трудовых ресурсов (имея в виду сокращение бюрократических барьеров при трудоустройстве граждан в связи с переездом в другую местность).
Создание единого механизма противодействия нелегальным трудовым отношениям органами местного самоуправления района предполагается решить посредством реализации мероприятий по следующим направлениям:
- разработка и реализация проекта "Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников на территории Борисовского района";
- разработка нормативно-правовой базы, направленной на создание механизма противодействия нелегальным трудовым отношениям органами местного самоуправления района;
- внедрение новых экономических механизмов занятости населения (создание мобильных бригад);
- создание и организация работы районной комиссии по противодействию нелегальным трудовым отношениям;
Для решения задачи по повышению эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов предполагается осуществление мероприятий по следующим направлениям:
- создание единого кадрового пространства в районе;
- разработка и внедрение системы закрепления молодых специалистов на производстве;
- развитие системы обучения персонала на производстве;
- создание условий для повышения производительности труда посредством внедрения современных технологий через привлечение инвестиций на создание новых и модернизацию существующих производств;
- внедрение современных социальных технологий во взаимоотношениях между работодателями и работниками;
- защита социально-трудовых прав работников;
- расширение сферы применения механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения организаций;
- проведение инвестиционной политики, направленной на максимальное устранение территориальных и отраслевых диспропорций между трудовыми ресурсами и экономическим развитием района;
- совершенствование процесса профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки занятого и незанятого (в том числе состоящего на учете в органах службы занятости) населения с последующим его трудоустройством;
- повышение трудовой мобильности работников;
- совершенствование системы формирования кадрового резерва, в том числе организация работы по планированию кадрового резерва и прогнозированию ротации кадров;
- организация деятельности, направленной на повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
Для решения задачи сохранения существующих и привлечения дополнительных трудовых ресурсов на территорию района планируется реализация мероприятий по следующим направлениям:
- проведение эффективной демографической политики в районе, направленной на комплексное решение демографических проблем;
- активная работа в области молодежной политики по привлечению и закреплению молодежи в экономике района;
- организация работы, направленной на вовлечение студентов, подростков и безработных в трудовую деятельность;
- повышение миграционной привлекательности района;
- организация работы, направленной на совершенствование деятельности кадровых служб и системы управления кадрами в организациях района;
- активизация участия работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников;
- реализация региональной жилищной политики, направленной на обеспечение доступности жилья для граждан.

V. Механизмы и этапы реализации Концепции

Реализация Концепции рассчитана на период с 2014 по 2025 годы. Реализацию Концепции планируется осуществлять поэтапно, посредством исполнения планов мероприятий, разрабатываемых по каждому этапу Концепции и утверждаемых администрацией Борисовского района.
Предполагается три этапа реализации Концепции, взаимосвязанных и скоординированных по времени и комплексу планируемых мероприятий.
I этап - 2014 - 2015 годы.
Разработка и реализация системы мероприятий, направленных на стимулирование процессов профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
В период реализации первого этапа основные усилия будут направлены на активизацию и качественное изменение процессов профессиональной ориентации школьников и молодежи, профессиональной подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования, а также на формирование системы трудоустройства и закрепления выпускников профессиональных образовательных учреждений в организациях района.
Для достижения соответствия качества и содержания подготовки кадров технологическому уровню производства будет задействован механизм договорных отношений между работодателями и учреждениями профессионального образования для обеспечения учебного процесса современными условиями и материалами, необходимыми для получения обучающимися профессиональных навыков, и закрепления подготовленных кадров на предприятиях района.
Для достижения намеченных целей реализовать мероприятия проекта "Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников на территории Борисовского района", что позволит легализовать трудовые отношения не менее 200 граждан на территории района до конца 2015 года.
Для закрепления и привлечения трудовых ресурсов необходима активизация строительства жилья, что позволит расширить возможности его аренды и приобретения работниками района. Необходимо привлечение инвесторов для строительства жилья, предназначенного для сдачи в аренду.
С целью заполнения вакансий на рынке труда, не востребованных и не пользующихся спросом у жителей района, планируется привлечение на территорию района иностранных работников. Для адаптации мигрантов предполагается организация на территории района специализированной структуры, в том числе на базе действующих организаций.
II этап - 2016 - 2020 годы.
Разработка и реализация системы мероприятий, способствующих наполнению рынка труда за счет активизации внутренних трудовых ресурсов района.
Первоочередными на этом этапе реализации концепции будут мероприятия по реализации механизмов социального партнерства, направленные на активизацию участия работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников, а также заинтересованности работников в повышении производительности труда. Это необходимо для внедрения современных социальных технологий и взаимоотношений между работодателями и работниками.
В то же время планируется реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы профессиональной переподготовки в районе с целью более эффективного использования умений и навыков работников в соответствии с предложениями на рынке труда.
В сфере молодежной политики будет осуществляться комплекс мер по привлечению и закреплению молодежи в организациях Белгородской области.
На протяжении всего периода будет проводиться работа по внедрению современных технологий производства и обновлению оборудования в организациях области с целью повышения производительности труда работников.
В комплексе с запланированными мерами планируется осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности кадровых служб и системы управления кадрами в организациях района. Для улучшения подготовки и обучения управленческих кадров будет оптимизирована работа с кадровым резервом.
III этап - 2021 - 2025 годы.
Разработка и реализация системы мероприятий, направленных на эффективное использование трудового потенциала региона и закрепление достигнутого территориального и профессионально-квалификационного баланса трудовых ресурсов.
С учетом демографической ситуации (увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население) планируется реализация активных мер, направленных на вовлечение в активную экономическую деятельность населения старших возрастов.
Осуществление мероприятий по формированию нового стандарта социальных технологий и взаимоотношений между работодателями и работниками, проводимых в рамках социального партнерства, позволит более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы.
Реализация мер по повышению трудовой мобильности будет осуществляться посредством внедрения новых моделей работы по профессиональной ориентации и активизации деятельности по модернизации профессионального обучения.
Также планируется проведение мероприятий по активизации информационной работы, направленной на привлечение активной части молодежи Борисовского района для обучения в учреждениях профессионального образования района, что позволит добиться максимального соответствия профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики района.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит:
- осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации организаций района всех видов экономической деятельности;
- своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов;
- повысить экономическую активность трудоспособного населения;
- усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда;
- сократить период трудоустройства молодых граждан, не занятых в экономике.
В результате реализации Концепции будет достигнуто:
- более эффективное использование трудовых ресурсов;
- сбалансированность спроса и предложения на региональном рынке труда;
- рациональное территориальное размещение трудовых ресурсов района.
Кроме того:
- будет сформирована эффективная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе обеспечит необходимыми кадрами организаций большинства видов экономической деятельности;
- повысится образовательный уровень специалистов во всех ключевых отраслях экономики Борисовского района;
- произойдет существенное повышение профессионализма кадров, увеличится их конкурентоспособность на рынке труда.
На долгосрочный период можно прогнозировать повышение заработной платы кадров со средним и высшим профессиональным образованием, что благоприятно отразится на закреплении кадров на местах и снижении их текучести.
Все это придаст кадровой системе района созидательную направленность, организованность, позволит обогатить возможности ее устойчивого социально-экономического развития. Кадровая политика станет активной мобилизующей и организующей силой развития трудовых ресурсов области.





Приложение № 2

Утвержден
распоряжением
администрации Борисовского района
от 26 июня 2014 г. № 766-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ I ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА ДО
2025 ГОДА НА 2014 - 2015 ГОДЫ

№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Сроки реализации
Ожидаемый результат
I
Обеспечение сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и спроса на рабочую силу с целью удовлетворения потребности экономики и социальной сферы района в высококвалифицированных работниках
1.1.
Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый двухлетний период с учетом развития экономики и социальной сферы района
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения";
подразделение территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области;
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ в Борисовском районе Белгородской области"
Ежегодно, в течение 2014 - 2015 г.г.
Прогнозирование трудовых ресурсов с учетом перспективного развития экономики и социальной сферы района
1.2.
Проведение мероприятий по обеспечению создания 200 новых рабочих мест
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
администрации городского и сельских поселений Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство граждан, проживающих на территории района, сокращение безработицы
1.3.
Осуществление мониторинга создания новых рабочих мест в районе
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района; администрации городского и сельских поселений Борисовского района
Ежемесячно, в течение 2014 - 2015 г.г.
Увеличение уровня занятости, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест
1.4.
Разработка проекта распоряжения администрации района о росте заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района
Ежегодно, 1 квартал 2014 - 2015 г.г.
Защита социально-трудовых прав работников, повышение уровня доходов населения района
1.5.
Проведение ежемесячного мониторинга организаций, имеющих низкий уровень заработной платы
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района
Ежемесячно, в течение 2014 - 2015 г.г.
Повышение уровня доходов населения
1.6.
Осуществление в установленном порядке государственной экспертизы условий труда в организациях района
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Улучшение условий труда
1.7.
Профессиональное обучение и дополнительное образование безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 16 декабря 2013 года № 527-пп
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Повышение профессионализма указанных категорий кадров, увеличение их конкурентоспособности на рынке труда района
1.8.
Обеспечение подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров с учетом спроса востребованных профессий, специальностей на рынке труда, запросов работодателей и принятие необходимых мер по обеспечению гарантии занятости выпускников на предприятиях, в организациях, учреждениях района
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения";
МКУ "Управление образования администрации Борисовского района";
МКУ "Управление социальной защиты населения администрации Борисовского района";
МКУ "Управление культуры администрации Борисовского района";
ОГБУЗ "Борисовская центральная районная больница"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций области по специальности
1.9.
Мониторинг занятости выпускников профессиональных образовательных организаций области и сведения о востребованных вакансиях
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района; ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения";
МКУ "Управление образования администрации Борисовского района";
МКУ "Управление социальной защиты населения администрации Борисовского района";
МКУ "Управление культуры администрации Борисовского района";
ОГБУЗ "Борисовская центральная районная больница"
Ежегодно, 1 квартал
Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций области по специальности
1.10.
Обеспечение участия работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения";
МКУ "Управление образования администрации Борисовского района";
МКУ "Управление социальной защиты населения администрации Борисовского района";
МКУ "Управление культуры администрации Борисовского района";
ОГБУЗ "Борисовская центральная районная больница"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Повышение эффективности деятельности организаций среднего профессионального образования района
1.11.
Определение перечня специальностей и контрольных цифр приема граждан в профессиональные образовательные организации
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
Ежегодно, в течение 2014 - 2015 г.г.
Обеспечение сбалансированной потребности предприятий района в специалистах
II
Создание единого механизма противодействия нелегальным трудовым отношениям органами государственной власти района
2.1.
Разработка и реализация проекта "Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников на территории Борисовского района"
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района
Январь 2014
Легализация трудовых отношений не менее 200 граждан на территории района
III
Повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, сбалансированности интересов работодателей, образовательных организаций и органов государственной власти органов местного самоуправления
3.1.
Мониторинг потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявленной работодателями в районе
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
администрации городского и сельских поселений Борисовского района
Ежегодно, в течение 2014 - 2015 г.г.
Достижение сбалансированности между потребностью и спросом в кадрах в различных сферах экономики района
3.2.
Проведение заседаний районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам содействия занятости населения, кадровому обеспечению и повышению уровня оплаты труда работников организаций
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
администрации городского и сельских поселений Борисовского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Согласование позиций сторон по исполнению трехсторонних соглашений
3.3.
Организация деятельности мобильных центров занятости населения района
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Оказание консультационной помощи организациям района
3.4.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в районе
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Ускорение процесса трудоустройства граждан, ищущих работу. Формирование трудовых навыков у подростков
3.5.
Оказание консультационной помощи организациям района при заключении коллективных договоров с включением в них обязательств по росту заработной платы
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Обеспечение социальной стабильности и социальной защиты работников организаций района
3.6.
Поиск и подбор высококвалифицированных специалистов с целью создания необходимого резерва перспективных кадров
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района;
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Обеспечение потребности экономики и социальной сферы района в высококвалифицированных специалистах
3.7.
Проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций района
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Профилактика производственного травматизма
IV
Сохранение существующих трудовых ресурсов и привлечение дополнительных на территорию района
4.1.
Организация работы по включению в коллективные договоры обязательств по оказанию материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет
Отдел экономического развития и труда администрации Борисовского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Обеспечение социальной защищенности женщин - работников организаций района
4.2.
Подготовка предложений субъекта о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год. Проведение оценки эффективности использования иностранной рабочей силы
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Регулирование привлечения иностранной рабочей силы с учетом объективной потребности района, а также приоритетного права российских граждан на трудоустройство
4.3.
Организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения";
МКУ "Управление образования администрации Борисовского района"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство школьников в каникулярное и в свободное от учебы время
4.4.
Организация работы студенческих трудовых отрядов
ОКУ "Борисовский районный центр занятости населения";
МКУ "Управление образования администрации Борисовского района"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство студентов в летний период


------------------------------------------------------------------