Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Белгородского областного суда от 26.08.2014 N 33-3563/2014 <Об оставлении без изменения решения Валуйского районного суда Белгородской области от 18.06.2014, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 решения Земского собрания Герасимовского сельского поселения муниципального района "Г. Валуйки и Валуйский район" Белгородской области от 27.12.2013 N 20 "О внесении изменений в решение Земского собрания Герасимовского сельского поселения от 22 октября 2009 г. N 46 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Герасимовского сельского поселения">



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. № 33-3563/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Аняновой О.П., Безуха А.Н.
при секретаре П.Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Валуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционному представлению Валуйского межрайонного прокурора
на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 18 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя заявителя З.Е.Г., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя заинтересованного лица - К.Д.В., возражавшего против его удовлетворения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Решением Земского собрания Герасимовского сельского поселения муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области № 20 от 27 декабря 2013 г. внесены изменения в решение этого же Земского собрания от 22 октября 2009 года № 46 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Герасимовского сельского поселения".
Межрайонный Валуйский прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3 названного решения, определяющего дату вступления нормативного правового акта в силу - со дня его обнародования и опубликования в газете "Валуйская звезда", но не ранее 1 января 2014 г. В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на несоответствие нормативного правового акта в указанной части положению ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), определяющей вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Принимая во внимание, что налоговый период по налогу на имущество составляет 1 год, учитывая, что оспариваемый акт опубликован 3 января 2014 г., прокурор полагает, что решение Земского собрания должно вступать в силу не ранее 1 января 2015 г.
Оспариваемым решением суда в удовлетворении требований Валуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим в части отказано.
В апелляционном представлении Валуйский межрайонный прокурор просит отменить решение Валуйского районного суда Белгородской области от 18 июня 2014 г.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и п. 7 настоящей статьи.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 № 168-ФЗ) ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать только лишь ставки налога на имущество физических лиц.
Порядок исчисления налога, порядок определения налоговой базы, а также предельные значения указанных ставок определены Налоговым Кодексом РФ и Законом РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" решением Земского собрания Герасимовского сельского поселения от 22 октября 2009 г. № 46 введен на территории Герасимовского сельского поселения налог на имущество физических лиц.
Согласно пункту 3 названного Решения ставки налога на строения, помещения и сооружения установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.
Федеральным законом от 02.11.2013 № 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в части определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 3 Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.
Изменения также внесены в п. 2 ст. 5 Закона РФ № 2003-1, согласно которым налог будет исчисляться на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Кроме того, ст. 5 дополнена п. 2.1. В нем указано, что для объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", налог исчисляется на основании данных о правообладателях, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.
Положения Закона РФ № 2003-1 (в редакции Закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ) применяются начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 г. (ч. 5 ст. 8 Закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ). При этом налог за 2013 г. будет исчисляться без учета коэффициента-дефлятора (ч. 6 ст. 8 Закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ).
Решением Земского собрания Герасимовского сельского поселения муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области № 20 от 27 декабря 2013 г., принятым в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом поселения, внесены изменения в пункт 3 решения этого же собрания от 22 октября 2009 года № 46 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Герасимовского сельского поселения" в части определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и указано, что ставки налога на строение, помещения сооружения устанавливаются от суммарной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, а также в пункт 4, определяющий порядок уплаты налога, где указано, что налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. с учетом коэффициента-дефлятора, для объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", налог исчисляется на основании данных о правообладателях, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определена дата вступления решения со дня его обнародования и опубликования в газете "Валуйская звезда", но не ранее 1 января 2014 г.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Земским собранием Герасимовского сельского поселения муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области в целях приведения решения Земского собрания от 22 октября 2009 года № 46 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Герасимовского сельского поселения" в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ), то есть в пределах предоставленных ему полномочий (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как следует из анализа оспариваемого акта, он воспроизвел изменения, внесенные Федеральным законом от 02.11.2013 № 306-ФЗ в части определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, порядка исчисления и уплаты налогов, в том числе и в части даты вступления в силу внесенных федеральным законодателем изменений - 1 января 2014 г.
Доводы Валуйского межрайонного прокурора, что порядок вступления в силу оспариваемого в части решения должен соответствовать порядку, установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, судебная коллегия находит неправильными и не основанными на нормах действующего налогового законодательства.
Содержание оспариваемого акта определенно указывают на то, что земским собранием внесены изменения исключительно в целях приведения нормативного акта в соответствие с вновь введенным федеральным законодательством порядком определения налоговой базы при расчете налога на имущество физических лиц.
Положений, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, введенных непосредственно земским собранием оспариваемый акт не содержит, а именно по смыслу статей 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации, такого рода отношения и составляют предмет регулирования актов в сфере налогообложения.
Ставки налога, установленные решением собрания от 22 октября 2009 года № 46, решением № 20 от 27 декабря 2013 г. изменены не были.
Кроме того, следует отметить, что вводя налог на имущество физических лиц, федеральный законодатель ввел особый порядок определения налоговой базы, установив, что в соответствии с п. 1 ст., п. 2 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" данный налог исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1992 г. № 469-Р "Об оценке строений, принадлежащих гражданам" предусматривает инвентаризационную оценку имущества органами исполнительной власти. Тем самым законодатель указывает на иную правовую природу актов, устанавливающих порядок определения налоговой базы при расчете налога на имущество физических лиц.
При такой правовой позиции у суда не имелось юридических оснований для вывода о несоответствии оспариваемого пункта решения ст. 5 НК РФ, регламентирующей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, и на применении которой по настоящему делу настаивает заявитель в апелляционном представлении.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, поскольку оспариваемый акт принят в пределах полномочий Земского собрания Герасимовского сельского поселения муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, содержание принятого акта не противоречит федеральному закону или другому нормативного правовому акту, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований является правильным.
Вопреки доводам апелляционного представления, выводы суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств факта ухудшения положения налогоплательщиков со ссылкой на п. 4 ст. 5 НК РФ, письмо Минэкономразвития России от 13.01.2014 № 120-СБ/Д13и, которым разъяснено, что установление коэффициента-дефлятора планируется в 2014 году на 2015 год и последующие, не повлекли принятия не правильного решения.
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Валуйского районного суда Белгородской области от 18 июня 2014 г. по делу по заявлению Валуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта недействующим в части оставить без изменения, апелляционное представление Валуйского межрайонного прокурора без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------