Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской обл. от 15.10.2014 N 580 "Об утверждении Концепции развития трудовых ресурсов Грайворонского района до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГРАЙВОРОНСКИЙ РАЙОН"
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. № 580

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА ДО 2025 ГОДА

В целях формирования системы обеспечения района необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющими на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить сбалансированность спроса и предложения на региональном рынке труда, постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития трудовых ресурсов Грайворонского района до 2025 года (далее - Концепция, прилагается).

2. Утвердить План мероприятий I этапа реализации Концепции на 2014 - 2015 годы (прилагается).

3. Управлению правового и кадрового обеспечения аппарата главы (Волобуева Е.А.) совместно с ОКУ "Грайворонский районный центр занятости населения" (Румянцева Л.В.) (по согласованию) обеспечить подготовку планов мероприятий II и III этапов реализации Концепции в течение квартала, следующего после окончания срока действия Плана мероприятий I этапа реализации Концепции на 2014 - 2015 годы.

4. Управлениям обеспечить реализацию Концепции и представлять в отдел муниципальной службы и кадров управления правового и кадрового обеспечения аппарата главы ежегодный отчет о реализации Концепции за истекший год до 1 мая года, следующего за отчетным.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района - руководителя аппарата главы администрации А.А.Бляшенко.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять к 1 июня ежегодно начиная с 2016 года, об исполнении - к 1 июня 2025 года.

Глава администрации
А.ВЕРЗУН





Утверждена
постановлением
администрации Грайворонского района
от 15 октября 2014 года № 580

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения

Экономическое развитие Грайворонского района на современном этапе характеризуется положительными тенденциями. В районе обеспечено увеличение сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, оборота розничной торговли и платных услуг населению, сохраняется стабильная ситуация на рынке труда, создается основа для повышения уровня и качества жизни населения района. Развитие района осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Грайворонского района на период до 2025 года.
Губернатором области поставлены задачи по увеличению валового регионального продукта области, экономического потенциала муниципальных районов и городских округов в 1,5 раза к 2017 году, выполнение которых требует расширения и модернизация промышленного производства, сельского хозяйства, строительства и торговли, увеличение инновационной составляющей экономики, повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, роста эффективности трудового потенциала и функционирования социальной сферы.
Под концепцией развития трудовых ресурсов Грайворонского района (далее - Концепция) понимается общий курс и последовательная деятельность муниципальных органов по обеспечению экономики района эффективной рабочей силой, развитию возможностей для приобретения работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей трудовой жизни, повышению уровня профессионального образования и практической подготовки кадров в соответствии с востребованностью различных сфер экономики Грайворонского района.
Концепция определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления деятельности, механизмы и этапы реализации мероприятий, проводимых администрацией района, работодателями, направленными на обеспечение экономики Грайворонского района профессионально подготовленными рабочими и специалистами, создание механизмов регулирования кадровых процессов и отношений с учетом перспектив социально-экономического развития района.

2. Характеристика трудового потенциала Грайворонского района

2.1. Состояние рынка труда.
Сегодняшнее состояние трудовых ресурсов района и имеющийся в районе трудовой потенциал по своим параметрам не в полной мере соответствуют современному этапу социально-экономического развития и стратегическим направлениям формирования инновационно ориентированной экономики района.
Численность экономически активного населения района в среднем за 2013 год составила 16319 человек, что на 134 человека меньше, чем в аналогичном периоде 2012 года.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по Грайворонскому району в 2013 году имела тенденцию к незначительному уменьшению с 5549 до 5566 человек, на 170 человек меньше по сравнению с 2012 годом. Наибольшее количество работников трудится в сельском хозяйстве - 1273 человека (22,9%), в здравоохранении - 1246 человек (22,4%), в образовании - 1031 человек (18,5%), государственное управление и социальное страхование - 1008 человек (18,1%), прочие отрасли - 728 человек (13,1%), обрабатывающее производство - 280 человек (5%).
В 2013 году за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения района обратилось 560 граждан, что на 28 человек меньше, чем в предыдущем году. По состоянию на 1 января 2014 года численность безработных граждан, зарегистрированных в ОКУ "Грайворонский районный центр занятости населения", составила 98 человек, это на 10 человек меньше по сравнению с 2012 годом. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на начало 2014 года составил 1,38%, что на 13,7% ниже уровня по состоянию на 1 января 2013 года.
2.2. Создание новых рабочих мест.
В целях формирования экономических и организационных условий для увеличения уровня занятости, числа вновь созданных рабочих мест и повышения эффективности существующих в районе уже десять лет оказывается государственная поддержка по созданию новых рабочих мест, реализуются инвестиционные проекты, оказывается содействие в развитии малых форм хозяйствования на селе, совершенствуется система государственной поддержки малого предпринимательства.
В соответствии с разделом 5 Плана мероприятий Правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства области от 25 марта 2013 года № 130-рп "Об утверждении плана мероприятий Правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года", отделом муниципальной службы и кадров администрации Грайворонского района проводится ежемесячный мониторинг создания новых рабочих мест.
По данным мониторинга в 2011 - 2013 годах создано 542 новых рабочих места, в том числе в 2013 году - 89 новых рабочих мест, кроме того - 51 временное рабочее место.
Для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан необходима реализация дополнительных мер по увеличению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2013 года № 2108-р "Об утверждении перечня мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников".
2.3. Сфера занятости населения.
С учетом имеющейся потребности в 2014 - 2020 годах в районе планируется создание 70 рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
Содействие занятости женщин.
В 2013 году за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости района обратились 269 женщин, из них 100 женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, 15 женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Трудоустроены при содействии органов службы занятости 166 человек, из них 50 женщин, имеющих несовершеннолетних детей, 1 женщина организовала собственное дело. На профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за минувший год направлено 12 женщин, из них 8 - безработных, имеющих несовершеннолетних детей.
В рамках долгосрочной целевой программы Белгородской области по реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня занятости женщин, воспитывающих малолетних детей, детей-инвалидов, на 2013 - 2015 годы, в 2013 году была трудоустроена 1 женщина на оборудованное рабочее место.
По итогам года на мероприятия по трудоустройству женщин на оборудованные рабочие места израсходовано 50 тысяч рублей из областного бюджета.
На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлена 1 женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Израсходовано средств из областного бюджета - 4,75 тыс. рублей.
Приоритетным правом при направлении на обучение пользовались матери-одиночки и женщины, имеющие двух и более детей, состоящие в трудовых отношениях с работодателем и желающие вернуться на прежнее место работы или приступить к трудовой деятельности.
Реализация этого мероприятия будет продолжаться в последующие годы, так как оно способствует повышению конкурентоспособности женщин на региональном рынке труда и расширяет возможности для трудоустройства.
Организация работы с неработающими гражданами.
Органы местного самоуправления Грайворонского района осуществляют мониторинг неработающих граждан, проживающих на соответствующих территориях, с целью оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, адресной материальной помощи социально не защищенным гражданам, содействия в ресоциализации длительно не работающих граждан.
Центр занятости населения района проводит еженедельный мониторинг по предполагаемому высвобождению работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата для изучения ситуации, происходящей на рынке труда, и оказания содействия в трудоустройстве высвобожденным гражданам.
Результаты реализации программ занятости населения.
Реализация принятых мер способствовала снижению числа зарегистрированных безработных в области и повышению уровня занятости населения. На 1 января 2013 года в районном центре занятости населения состояли на учете 99 человек, не занятых трудовой деятельностью (что на 9 человек меньше, чем по состоянию на 1 января 2012 года). Официальный статус безработного на конец отчетного периода года имели 98 человек, что на 10 человек меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2014 года составил 1,38%, что на 9,2% ниже относительно аналогичного периода 2013 года (1,6%).
2.4. Инвестиционная политика.
В районе проводится активная инвестиционная политика, направленная на решение стратегических задач модернизации экономики и обновления производственной сферы, ее диверсификации. По итогам 2012 года объем инвестиций в основной капитал за счет источников финансирования составил 1314,0 млн. рублей, или в сопоставимых ценах 62,1% к 2011 году; за 2013 год составил 1191,9 млн. рублей, или в сопоставимых ценах 86% к 2012 году. Наибольший объем инвестиций в основной капитал освоен в сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве и направлен на развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры района массовой индивидуальной застройки, комплексное благоустройство населенных пунктов района.
2.5. Уровень жизни населения.
Проводимые в районе в последние годы мероприятия по повышению заработной платы, пенсий, социальной поддержки отдельных групп населения способствовали росту доходов населения и обеспечили сокращение численности граждан с низкими доходами. Среднедушевые денежные доходы населения за 2013 год сложились в сумме 13,9 и возросли по сравнению с 2012 годом на 10,9 процента.
В соответствии с трехсторонним соглашением между районным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией Грайворонского района установлен минимальный размер оплаты труда работников организаций внебюджетного сектора экономики района на уровне величины прожиточного минимума, утверждаемого Правительством области для трудоспособного населения.
Главной составляющей денежных доходов населения является заработная плата.
Ежегодно принимаются постановления Правительства области, направленные на увеличение заработной платы и ликвидацию долгов по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности на основе развития социального партнерства. В 2014 году этому способствовала реализация постановления Правительства Белгородской области от 24 февраля 2014 года № 41-пп "О мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности области в 2014 году" и аналогичного постановления администрации Грайворонского района от 31.03.2014 № 192 "О мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности района в 2014 году", в котором предусмотрено обеспечить в среднем по организациям производственных видов экономической деятельности района к концу 2014 года уровень заработной платы не менее 27 тыс. рублей, размер среднемесячной заработной платы в данных организациях - не менее 15 тыс. рублей.
Районным трехсторонним соглашением начиная с 2012 года установлен размер месячной начисленной заработной платы не менее 8046 рублей работникам бюджетной сферы района при условии полной занятости с учетом фактически сложившейся нагрузки на работника и выполнения качественных показателей работы по критериям оценки. Данный уровень заработной платы достигнут.
Для руководителей казенных, бюджетных и автономных учреждений в соответствии с постановлением администрации Грайворонского района от 11.04.2013 № 133 "Об установлении соотношения средней заработной платы руководителей казенных, бюджетных и автономных учреждений района и средней заработной платой работников учреждений" установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников данных учреждений в кратности от 1 до 5. По результатам проведенного мониторинга за 2013 год во всех бюджетных учреждениях района соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников учреждений соответствует установленному коэффициенту кратности.
Также в соответствии с планом мероприятий программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012 - 2018 годы в районе организована работа по введению эффективного контракта.
С руководителями и работниками государственных (муниципальных) учреждений предусматривается заключить дополнительные соглашения с включением показателей и критериев оценки эффективности труда работника для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.
В результате принимаемых мер среднемесячная заработная плата в целом по району в 2013 году составила 22,4 тыс. рублей при росте по сравнению с 2012 годом на 10 процентов.
Росту заработной платы способствовало включение в коллективные договоры обязательства по увеличению оплаты труда. Практически все предприятия производственных видов экономической деятельности включили данное обязательство в коллективные договоры.
2.6. Условия и охрана труда.
Состояние здоровья работающего населения является специфическим ограничителем экономического роста региона. Неблагоприятные условия труда являются следствием применения устаревших технологий и изношенного оборудования.
Это обусловлено низкой экономической заинтересованностью выполнением норм и правил по охране труда и здоровья работников, стремлением к получению быстрой прибыли, что приводит к усилению тенденций сокрытия предпринимателями профессиональной заболеваемости.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников - важнейшее направление государственной политики в сфере охраны труда. Обеспечение необходимых условий и охраны труда является одной из основных гарантий трудовых прав человека, важнейшим направлением деятельности социальных партнеров: работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления.
Последовательная реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, в том числе по обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников, профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников, проводится в рамках реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы".
Важным шагом в создании механизма государственного управления охраной труда является реализация закона Белгородской области от 28 июня 2010 года № 349 "О наделении органов местного самоуправления полномочиями в области охраны труда". Законом юридически закреплена передача следующих полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны труда:
- оказание методической помощи в организации работы по охране труда организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования;
- организация проведения в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;
- сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
- контроль за организацией проведения специальной оценки условий труда. Проведенный анализ трудового потенциала района позволил выявить следующий комплекс проблем районного рынка труда.
2.7. Основные проблемы рынка труда.
Качественные и количественные изменения в социально-трудовой сфере, динамика развития ситуации на рынке труда свидетельствуют о наличии деструктивных процессов в области формирования трудовых ресурсов:
- сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и увеличение доли населения старше трудоспособного возраста оказывает существенное влияние на формирование рынка труда;
- уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, способствует обострению вопроса комплектования кадрами, в первую очередь производственной сферы, здравоохранения и образования;
- дефицит работников массовых профессий: слесарей, каменщиков, токарей, бетонщиков и других. Сохраняется превышение числа выпускников высшей школы по специальностям, пользующимся ограниченным спросом (юристы, экономисты, бухгалтеры, менеджеры и т.д.);
- снижение мотивации к труду связано с несоответствием образовательного и профессионального уровня безработных предложенным вакансиям и длительным пребыванием без работы отдельных граждан;
- наличие нелегальных трудовых отношений влечет за собой ежегодные потери консолидированного бюджета района по налогу на доходы физических лиц на сумму не менее 2738 тыс. рублей. В районе по экспертной оценке порядка 117 граждан не имеют легально оформленных трудовых отношений;
- несовершенная система работы по профессиональной ориентации: не проводится на системной основе комплексная диагностическая оценка учащихся старших классов по психолого-физиологическим критериям, что отрицательно сказывается на профессиональном самоопределении выпускников школ, среди них слабо ведется работа по формированию мотивации к востребованным, но непрестижным профессиям.
Прогноз потребности в работниках, заявленной работодателями в учреждения службы занятости населения района на период с 2014 года по 2018 год, формировался с учетом динамики потребности в работниках, заявленной работодателями, прогнозных значений числа вновь создаваемых рабочих мест на предприятиях и в организациях района, динамики численности организаций, учтенных в составе регистров, хозяйствующих субъектов Белгородстата, предполагаемой потребности в привлечении иностранных работников в прогнозном периоде, а также численности трудоспособного и экономически активного населения.
За 2013 год заявленная работодателями потребность в работниках составила 885 единиц, в том числе:
- обрабатывающие производства - 187 единиц (21 процент);
- государственное управление - 104 единицы (12 процентов);
- сельское хозяйство - 421 единица (48 процентов).
В соответствии с прогнозными значениями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) устойчивой динамики не имеет.
По состоянию на 1 января 2014 года профессионально-квалификационная конъюнктура регистрируемого рынка труда и рабочей силы была разнонаправлена. Структура предлагаемых вакансий не соответствовала профессионально-квалификационному составу безработных граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве. Спрос на неквалифицированных работников в несколько раз больше, чем желающих найти такую работу. Спрос на специалистов высокого уровня квалификации, квалифицированных рабочих также значительно превышал предложение.
Одновременно отмечается несогласованность интересов работников и работодателей. Работодателям требуются кадры, имеющие высокий уровень профессионального образования, высокую квалификацию и опыт работы. Имеющие такой уровень и квалификацию специалисты из числа безработных, состоящих на регистрационном учете, отказываются от трудоустройства ввиду низкой оплаты труда.
Анализ заявленных данных о кадровых потребностях рынка труда района позволяет сделать вывод о том, что современный рынок труда по-прежнему ориентирован на профессии среднего профессионального образования.
Расширение коммерческого сектора профессионального образования ведет к возрастанию роли населения при формировании спроса на образовательные услуги. В этой связи профессиональная ориентация населения играет все более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обуславливая этим обеспеченность экономики района необходимыми кадровыми ресурсами.
Важной проблемой остается дифференциация локальных рынков труда по условиям обеспечения занятостью. Сельское население по сравнению с городскими жителями оказалось в худших условиях. Поэтому возрастает необходимость осуществления системного и целостного регулирования ситуации, складывающейся на районном рынке труда.
Стабильное экономическое положение Грайворонского района и благоприятная ситуация на внутреннем рынке труда являются мощным фактором, влияющим на приток иностранной рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом должен быть дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков, снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы, а также содействие обеспечению потребности экономики района в квалифицированных рабочих кадрах.

3. Цели, задачи и принципы реализации Концепции

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Белгородской области, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Белгородской области, Уставом Грайворонского района, нормативно-правовыми актами администрации Грайворонского района, касающимися социально-экономического развития района.
Целью реализации Концепции является формирование системы обеспечения территории необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющей на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить работодателей персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи перспективного развития сферы своей деятельности и нацелить на инновационное решение задач социально-экономического развития района.
Разработанная Концепция будет способствовать созданию условий для эффективного развития рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а работника - достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- обеспечение сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и спроса на рабочую силу с целью удовлетворения потребности экономики и социальной сферы района в высококвалифицированных работниках;
- создание единого механизма противодействия нелегальным трудовым отношениям органами местного самоуправления;
- повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, сбалансированности интересов работодателей, образовательных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении данных вопросов;
- сохранение существующих и привлечение дополнительных трудовых ресурсов на территорию района.
Реализация Концепции возможна при условии соблюдения следующих принципов:
- научность и реалистичность в определении структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда;
- выявление перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер, повышение конкурентоспособности экономики района;
- системность, обусловливающая органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами;
- соответствие федеральных и региональных интересов и потребностей;
- опережающее прогнозирование потребности в кадрах, исходящее из перспектив социального прогресса, изменения характера труда и социально-экономических преобразований;
- демократичность и социальная справедливость при решении кадровых проблем;
- гармоничное сочетание интересов человека, общества и государства;
- постоянное обновление кадров в сочетании с их преемственностью, направленное на достижение позитивной стабилизации кадров, использование способностей работников разных возрастов;
- регулирование процессов рынка иностранной рабочей силы с учетом приоритета трудоустройства российских граждан.

4. Приоритетные направления реализации Концепции

Для успешной реализации Концепции необходимо проведение комплексных мер, направленных на формирование, рациональное распределение и эффективное использование трудовых ресурсов в районе. Их осуществление будет продуктивным при взаимодействии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, учебных заведений профессионального образования.
Главная стратегическая цель Концепции заключается в создании условий для наращивания трудового потенциала района: это количественное увеличение трудовых ресурсов до уровня, необходимого для успешного развития экономики района, улучшение его качественных характеристик, повышение эффективности использования.
Процесс реализации Концепции предусматривает осуществление системы мероприятий по основным направлениям, структурированным в соответствии с поставленными задачами.
Обеспечение сбалансированности предложения на рынке труда и спроса на рабочую силу с целью удовлетворения потребности экономики и социальной сферы района в высококвалифицированных работниках предполагается решить посредством реализации мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый 2-летний период;
- создание в районе в течение 2014 - 2025 годов более 960 новых рабочих мест;
- увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест;
- повышение привлекательности рабочих мест для основной массы экономически активного населения, в том числе за счет повышения оплаты труда и улучшения условий труда;
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования населения и групп населения, конкурентоспобность которых в силу различных причин снижена.
Создание единого механизма противодействия нелегальным трудовым отношениям органами местного самоуправления предполагается решить посредством реализации мероприятий по следующим направлениям:
- разработан и реализуется проект "Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников";
- внедрение новых экономических механизмов занятости населения (создание мобильных бригад);
- создание и организация работы районной комиссии по противодействию нелегальным трудовым отношениям;
- координация работы органов местного самоуправления, направленной на противодействие нелегальным трудовым отношениям.
Повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, сбалансированности интересов работодателей в решении данных вопросов предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
- создание единого кадрового пространства в районе;
- разработка и внедрение системы закрепления молодых специалистов на производстве;
- развитие системы обучения персонала на производстве;
- вовлечение большинства профессиональных образовательных организаций в систему государственной программы переподготовки и переобучения кадров как работающих, так и временно потерявших работу;
- внедрение современных социальных технологий во взаимоотношениях между работодателями и работниками;
- защита социально-трудовых прав работников;
- расширение сферы применения механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения организаций;
- совершенствование процесса профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки занятого и незанятого (в том числе состоящего на учете в органах службы занятости) населения с последующим его трудоустройством;
- совершенствование системы формирования кадрового резерва, в том числе организация работы по планированию кадрового резерва и прогнозированию ротации кадров;
- организация деятельности, направленной на повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
Сохранение существующих трудовых ресурсов района и привлечение дополнительных на территорию района планируется осуществлять путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
- проведение эффективной демографической политики в районе, направленной на комплексное решение демографических проблем;
- активная работа в области молодежной политики по привлечению и закреплению молодежи в экономике района;
- организация работы, направленной на вовлечение студентов, подростков и безработных в трудовую деятельность;
- обеспечение привлечения высококвалифицированных специалистов из других регионов;
- организация работы, направленной на привлечение иностранных работников на рабочие места, не востребованные на российском рынке труда;
- совершенствование деятельности кадровых служб и системы управления кадрами в организациях района;
- активизация участия работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников;
- реализация региональной жилищной политики, направленной на обеспечение доступности жилья для граждан.

5. Механизмы и этапы реализации Концепции

Реализация Концепции рассчитана на период с 2014 по 2025 годы. Реализацию Концепции планируется осуществлять поэтапно, посредством исполнения планов мероприятий, разрабатываемых по каждому этапу Концепции.
Предполагается три этапа реализации Концепции, взаимосвязанных и скоординированных по времени и комплексу планируемых мероприятий.
I этап - 2014 - 2015 годы.
Разработка и реализация системы мероприятий, направленных на стимулирование процессов профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Основные усилия будут направлены на активизацию и качественное изменение процессов профессиональной ориентации различных категорий населения, организацию взаимодействия профессиональных образовательных организаций области с хозяйствующими субъектами, а также на организацию дуального обучения обучающихся организаций среднего профессионального образования на производственных площадках предприятий, формирование системы трудоустройства и закрепления выпускников профессиональных образовательных организаций на предприятиях района.
Для достижения намеченных целей на первом этапе необходимо:
- отработать механизм договорных отношений между работодателями и профессиональными образовательными органами;
- обеспечить инвестирование в развитие ресурсной базы профессиональных образовательных организаций;
- повысить практикоориентированность подготовки кадров посредством внедрения системы дуального обучения;
- создать 120 новых рабочих мест;
- реализовать мероприятия проекта "Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников", что позволит легализовать трудовые отношения не менее 170 граждан на территории района до конца 2015 года;
- активировать строительство доступного жилья для закрепления и привлечения трудовых ресурсов;
- осуществлять оценку потребности региональной экономики в иностранной рабочей силе на основе анализа показателей социально-экономической, демографической ситуации, а также соблюдения принципов защиты регионального рынка труда и приоритетных прав российских граждан на трудоустройство в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 4 апреля 2011 года № 125-пп "Об утверждении временного порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Белгородской области".
II этап - 2016 - 2020 годы.
Разработка и реализация системы мероприятий, способствующих наполнению рынка труда за счет активизации внутренних трудовых ресурсов района.
Первоочередными на этом этапе реализации концепции будут мероприятия по реализации механизмов социального партнерства, направленные на активизацию участия работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников, а также заинтересованности работников в повышении производительности труда. Это необходимо для внедрения современных социальных технологий и взаимоотношений между работодателями и работниками.
В то же время планируется реализация комплекса мероприятий по совершенствованию системы профессиональной переподготовки в районе с целью более эффективного использования умений и навыков работников в соответствии с предложениями на рынке труда.
На протяжении всего периода будет проводиться работа по внедрению современных технологий производства и обновлению оборудования в организациях района с целью повышения производительности труда работников.
В комплексе с запланированными мерами планируется осуществление мероприятий по совершенствованию деятельности кадровых служб и системы управления кадрами в организациях района. Для улучшения подготовки и обучения управленческих кадров будет оптимизирована работа с кадровым резервом.
III этап - 2021 - 2025 годы.
Разработка и реализация системы мероприятий, направленных на эффективное использование трудового потенциала района и закрепление достигнутого территориального и профессионально-квалификационного баланса трудовых ресурсов.
С учетом демографической ситуации (увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население) планируется реализация активных мер, направленных на вовлечение в активную экономическую деятельность населения старших возрастов.
Осуществление мероприятий по формированию нового стандарта социальных технологий и взаимоотношений между работодателями и работниками, проводимых в рамках социального партнерства, позволит более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы.
Реализация мер по повышению трудовой мобильности будет осуществляться посредством внедрения новых моделей работы по профессиональной ориентации и активизации деятельности по модернизации профессионального обучения.
Также планируется проведение мероприятий по активизации информационной работы, направленной на привлечение активной части молодежи Грайворонского района для обучения в учреждениях профессионального образования области, что позволит добиться максимального соответствия профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики района.
В 2021 - 2025 годах в районе планируется создать около 375 рабочих мест. Наибольшее их число будет создано по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств" - 75 мест, "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 300 рабочих мест.
Потребность в более высоком уровне жизни приводит к необходимости смены профессии и области деятельности. Это часто связано с развитием личности человека, приобретением новой квалификации, то есть формированием потребности в непрерывном образовании. Основной упор при дополнительном образовании будет делаться на приобретение навыков и умений, развитие таких качеств, которые могут решать задачи, возникающие в трудовом процессе человека.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит:
- осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации организаций района всех видов экономической деятельности;
- ускорить процессы перераспределения трудовых ресурсов по видам экономической деятельности и рационального территориального их размещения в районе;
- своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов и повысить качество рабочей силы;
- достичь сбалансированности спроса и предложения на районном рынке труда;
- повысить качественный уровень трудовой миграции на основе привлечения в район высококвалифицированных иностранных работников и обеспечить права российских граждан на приоритетное трудоустройство;
- более эффективно использовать трудовые ресурсы, увеличить производительность труда во всех отраслях экономики;
- обеспечить потребность экономики района в высококвалифицированных специалистах в целях модернизации технологий и оборудования;
- сформировать многочисленный класс высококвалифицированных работников, благодаря которым увеличится количество высокопроизводительных рабочих мест;
- сформировать эффективную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе позволит обеспечить необходимыми кадрами организации большинства видов экономической деятельности и повысить образовательный уровень специалистов во всех ключевых отраслях экономики района, увеличить их конкурентоспособность на рынке труда;
- усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни, сформировать систему непрерывного образования;
- сократить период трудоустройства молодых граждан, не занятых в экономике;
- обеспечить социальные гарантии работников и узаконить права на достойный труд не менее чем 170 граждан, вовлеченных в нелегальные трудовые отношения, путем реализации проекта "Противодействие нелегальным трудовым отношениям".
Кроме того:
Реализация Концепции позволит дать гражданам вместо устаревших низкооплачиваемых рабочих мест более высокооплачиваемую и перспективную работу, прежде всего в современных отраслях, в среднем и малом производстве, а также помочь населению в повышении своей квалификации, получении новой профессии.
На долгосрочный период можно прогнозировать повышение заработной платы кадров со средним и высшим профессиональным образованием, что благоприятно отразится на закреплении кадров на местах и снижении их текучести.
Все это придаст кадровой системе района созидательную направленность, организованность, позволит обогатить возможности ее устойчивого социально-экономического развития. Кадровая политика станет активной мобилизующей и организующей силой развития трудовых ресурсов района.





Утвержден
постановлением
администрации Грайворонского района
от 15 октября 2014 года № 580

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ I ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ
РЕСУРСОВ ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА НА 2014 - 2015 ГОДЫ

№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Сроки реализации
Ожидаемый результат
1.
Мониторинг рынка труда Грайворонского района в профессионально-квалификационном разрезе
ОКУ "Грайворонский ЦЗН"
Ежеквартально
Достижение сбалансированности между потребностью и спросом в кадрах в различных отраслях экономики района
2.
Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов на очередной год и плановый 2-летний период
Управление экономического развития района, объединения работодателей (по согласованию)
Ежегодно
Обеспечение сбалансированности трудовых ресурсов с учетом перспективного развития экономики района
3.
Мониторинг по созданию 120 новых рабочих мест
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы, предприятия и организации Грайворонского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство граждан, проживающих на территории района, сокращение безработицы
4.
Разработка постановления администрации Грайворонского района о росте заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
Ежегодно, I квартал
Защита социально-трудовых прав работников, повышение уровня доходов населения района
5.
Проведение ежемесячного мониторинга организаций, имеющих низкий уровень заработной платы
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
Ежемесячно, в течение 2014 - 2015 г.г.
Повышение уровня доходов населения
6.
Организация работы по заключению эффективных контрактов с работниками муниципальных учреждений (в том числе бюджетных, казенных, автономных)
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы, управление образования, управление культуры, УСЗН
В течение 2014 - 2015 г.г.
Установление зависимости оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе бюджетных, казенных, автономных) от объема и качества предоставляемых социальных услуг в рамках перевода работников на эффективный контракт.
Увеличение производительности труда
7.
Проведение мониторинга заработной платы работников муниципальных учреждений, расположенных на территории района, по повышению оплаты труда
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы, управление образования, управление культуры, УСЗН
Ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным, в течение 2014 - 2015 г.г.
Достижение целевых показателей уровня заработной платы
8.
Проведение мониторинга соотношения средней заработной платы руководителей казенных, бюджетных и автономных учреждений и средней заработной платы работников указанных учреждений в соответствии с постановлением администрации Грайворонского района от 11 апреля 2013 года № 133 "Об установлении соотношения средней заработной платы руководителей казенных, бюджетных и автономных учреждений района и средней заработной платой работников учреждений"
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы, управление образования, управление культуры, УСЗН
Ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение 2014 - 2015 г.г.
Контроль за непревышением предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей казенных, бюджетных и автономных учреждений района и средней заработной платы работников учреждений в кратности от 1 до 5.
Обеспечение социальной стабильности и социальной защиты работников организаций района
9.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 16 декабря 2013 года № 527-пп
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Повышение профессионализма указанных категорий кадров, увеличение их конкурентоспособности на рынке труда района
10.
Обеспечение подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров с учетом спроса востребованных профессий, специальностей на рынке труда, запросов работодателей и принятие необходимых мер по обеспечению гарантии занятости выпускников на предприятиях, в организациях, учреждениях района
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения", управление физической культуры, спорта и молодежной политики администрации Грайворонского района, управление образования администрации Грайворонского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство выпускников
11.
Разработка потребности Грайворонского района в кадрах рабочих и специалистов на период 2014 - 2015 годов
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Обеспечение сбалансированности потребности в кадрах рабочих и специалистов
12.
Разработка и реализация мероприятий по профессиональной ориентации выпускников школ и молодежи на рабочие профессии и специальности среднего звена, востребованные экономикой района
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
Разработка - I - II квартал 2014 года, реализация - в течение 2014 - 2015 г.г.
Ориентация молодежи района на получение востребованных на рынке труда рабочих профессий и специальностей
13.
Реализация проекта "Противодействие нелегальным трудовым отношениям - обеспечение социальных гарантий работников"
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
Декабрь 2015 г.
Легализация трудовых отношений не менее 170 граждан на территории района
14.
Мониторинг потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявленной работодателями, в разрезе предприятий района
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
Ежегодно в течение 2014 - 2015 г.г.
Достижение сбалансированности между потребностью и спросом в кадрах в различных сферах экономики района
15.
Проведение заседаний районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам содействия занятости населения, кадровому обеспечению и повышению уровня оплаты труда работников организаций
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
В течение 2014 - 2015 г.г.
Согласование позиций сторон по исполнению трехстороннего соглашения
16.
Организация деятельности мобильных центров занятости населения района
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Оказание консультационной помощи организациям района
17.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в районе
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Ускорение процесса трудоустройства граждан, ищущих работу.
Формирование трудовых навыков у подростков
18.
Оказание консультационной помощи организациям района при заключении коллективных договоров с включением в них обязательств по росту заработной платы
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
2014 - 2015 г.г., постоянно
Обеспечение социальной стабильности и социальной защиты работников организаций района
19.
Оказание методической и консультативной помощи при создании первичных профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса района
Районное объединение организаций профсоюзов (по согласованию)
2014 - 2015 г.г., постоянно
Защита социально-трудовых прав работников организаций района
20.
Размещение и систематическое обновление информации на сайте администрации Грайворонского района о ситуации на рынке труда и потребности в кадрах в организациях района
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы,
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Информирование населения о вакансиях в организациях района
21.
Совершенствование работы действующей горячей линии в ОКУ "Грайворонский центр занятости населения" с целью оказания консультативной помощи гражданам и работодателям по вопросам текущей ситуации на рынке труда, соблюдения прав и обеспечение гарантий в сфере трудовых отношений, занятости населения и трудоустройства, в том числе на временные работы
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Оказание консультационной помощи гражданам и работодателям по вопросам текущей ситуации на рынке труда, соблюдение прав и обеспечение гарантий в сфере трудовых отношений, занятости населения и трудоустройства
22.
Поиск и подбор высококвалифицированных специалистов с целью создания необходимого резерва перспективных кадров
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения"
В течение 2014 - 2015 г.г.
Обеспечение потребности экономики и социальной сферы района в высококвалифицированных специалистах
23.
Проведение мониторинга обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций района
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
В течение 2014 - 2015 г.г.
Профилактика производственного травматизма
24.
Проведение ежегодного дня охраны труда
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы, предприятия и организации района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний
25.
Организация работы по включению в коллективные договоры обязательств по оказанию материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет
Управление правового и кадрового обеспечения аппарата главы
2014 - 2015 г.г., постоянно
Обеспечение социальной защищенности женщин - работников организаций района
26.
Подготовка предложений субъекта о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год. Проведение оценки эффективности использования иностранной рабочей силы
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения", Совет безопасности администрации района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Регулирование привлечения иностранной рабочей силы с учетом объективной потребности района, а также приоритетного права российских граждан на трудоустройство
27.
Организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
ОКУ "Грайворонский центр занятости населения", управление образования администрации Грайворонского района
В течение 2014 - 2015 г.г.
Трудоустройство школьников в каникулярное и в свободное от учебы время


------------------------------------------------------------------